Саади (персидский писатель)

Определение "Саади (персидский писатель)" в Большой Советской Энциклопедии


Саади. «Гулистан»
Саади (псевдоним; настоящее имя — Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203—10, Шираз, — 9.12.1292, там же), персидский писатель и мыслитель. Происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму «Бустан» (авторское название «Саади-наме», 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226—60). Ему же посвящен и «Гулистан» (1258). Саади (персидский писатель) вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника, «старца», в скромном подворье на окраине Шираза.


Известны две редакции собрания сочинений Саади (персидский писатель) Одна выполнена в 1334 неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция представлена в четырёх списках начала 14 в. и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий сочинений Саади (персидский писатель), ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу Саади (персидский писатель); «Пять меджлисов» — прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления царям», ответы па некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; «Гулистан»; «Бустан»; арабские и персидские касыды; элегии; макаронические стихи (см. Макароническая поэзия) любовно-лирического и моралистического содержания; «Тарджибанд» — цикл 113 22 любовных газелей, соединённых рефреном; четыре сборника газелей; «Книга Сахиба» — сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые лирические формы, — рубай, кит"а, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.



Расцвет поэтической деятельности Саади (персидский писатель) падает на годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов — панегиристов и мистиков, Саади (персидский писатель) обратил слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах «Гулистана» и отчасти «Бустана». Огромны были и слава Саади (персидский писатель), и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика Саади (персидский писатель) делит с Хафизом, то он не знает себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизма.


Соч.: Куллият-е Са"ди-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941); Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956; в рус. пер. — Избранное, Сталинабад, 1954; Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959; Бустан. Лирика, М., 1962; Са"ди-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.
Лит.: Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966; Сами Али, Шенасайн-е Са"ди дар Орупа, «Хонар ва мардом», 1967, № 61—62.
  А. Н. Болдырев.




"БСЭ" >> "С" >> "СА" >> "САА"

Статья про "Саади (персидский писатель)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 498 раз
Коптим скумбрию в коробке
Панайпай

TOP 20