Сенсуализм

Определение "Сенсуализм" в Большой Советской Энциклопедии

Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму Сенсуализм стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.



В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления Сенсуализм Материалистический Сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический Сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в Сенсуализм Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического Сенсуализм была сформулирована Эпикуром. Более умеренный Сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула Сенсуализм: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.


Видными представителями материалистического Сенсуализм в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул Сенсуализм, предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.



Непоследовательность локковского Сенсуализм была использована Дж. Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал Сенсуализм идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический Сенсуализм не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистический сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии 19-20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.


Виднейшими представителями материалистического Сенсуализм были французские материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром как их источником. Материалистический сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 - начала 19 вв., утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс которого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума. Однако Сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.
Диалектический материализм, исходя из признания общественно-практической природы познания, связывает воедино чувственную и рациональную формы познания, раскрывает диалектику их взаимодействия.


Лит. см. при статьях Ощущение, Отражение, Теория познания.
  В. В. Соколов.



"БСЭ" >> "С" >> "СЕ" >> "СЕН" >> "СЕНС"

Статья про "Сенсуализм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 7231 раз
Коптим скумбрию в коробке
Куриный суп

TOP 20