БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Башкирская Автономная Советская Социалистическая РеспубликаОпределение "Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии
К началу 70-х гг. Б. занимала 2-е место (после Татарской АССР) в Советском Союзе по добыче нефти. Нефть добывается в Туймазинском (основной район), Ишимбайском (старейшие нефтепромыслы), Шкаповском, Арланском (наиболее перспективных) и Чекмагушевском месторождениях. Добывается газ — попутный нефтяной (от 11 до116 м3 на 1 т нефти) и природный (к началу 1960 прогнозные запасы 300 млрд. м3). Имеются нефтеперерабатывающие предприятия (Уфа, Салават, Ишимбай) и газобензиновые заводы на некоторых промыслах. На Ю. разрабатываются залежи бурых углей (балансовые запасы 0,4 млрд. т). Электроэнергетическая система Б. объединена с Уральской и Поволжской. Преобладают тепловые электростанции; на р. Уфе сооружена Павловская ГЭС (166 тыс. квт). Нефтегазохимические предприятия производят спирты, сажу, полиэтилен, синтетический каучук, моющие вещества, смолы, пластмассы, синтетические волокна, гербициды (центры — Салават, Стерлитамак, Уфа). На местных залежах соли и известняков создан крупный содово-цементный комбинат (Стерлитамак). Производство резиновых изделий, лакокрасок, синтетических дубителей (Уфа), лесохимической продукции. В горной Б. ведутся разработки железных руд (балансовые запасы свыше 90 млн. т), медно-цинковых руд и пиритов (медно-серный комбинат в Сибае), золотых руд в Зауралье. Производство чёрных металлов (в Белорецке с 1762). Развиты машиностроение и металлообработка, в которых занято более 1/4 всех промышленных рабочих; центры — Уфа (электротехническая промышленность, горно-нефтяное оборудование), Стерлитамак (станкостроение), Белорецк (сталепроволочно-канатное производство), Салават (нефтехимическое машиностроение) и др. В 1968 было заготовлено около 5 млн. м3 древесины (главным образом на С.-В.), в том числе деловой около 3 млн. м3. Производятся фанера, мебель, стандартные дома, пиломатериалы, древесностружечные плиты, спички (главный центр — Уфа). В посёлке Красный Ключ — бумажная фабрика. В лёгкой и пищевой промышленности занято около 1/6 всех промышленных рабочих; особенно развиты отрасли: мукомольно-крупяная, масло-сыродельная и молочная, мясная, швейная, обувная; отдельные предприятия других отраслей — Уфимский хлопчатобумажный комбинат, Ишимбайская фабрика бельевого трикотажа, Нижнетроицкая суконная фабрика, витаминный завод (Уфа), сахарный завод (Мелеуз).
Табл.1 — Динамика производства отдельных видов продукций
*По Уфимской губернии
Сельское хозяйство. Б. — важный производитель хлеба и животноводческой продукции. Под сельское хозяйство освоено свыше 1/2 территории (на равнинах 60—80%); пашня занимает (1968) 4,9 млн. га, сенокосы 0,7, выгоны и пастбища 1,6 млн. га. В 1968 насчитывалось 99 совхозов и 651 колхоз. Число тракторов (в пересчёте на 15-сильные) в сельском хозяйстве выросло с 0,1 тыс. в 1928 до 62 тыс. на 1 января 1969, зерноуборочных комбайнов с 5 тыс. в 1940 до 13,4 тыс.; электрифицированы все совхозы и 99,8% колхозов (1968).
Табл. 2.—Структура посевных площадей (тыс. га)
Главные отрасли животноводства: разведение молочно-мясного скота и мясошёрстное овцеводство (данные о поголовье скота см. в табл. 3). Местами развиты пуховое козоводство и товарное коневодство (для получения кумыса, мяса). Б. — район развитого пчеловодства.
Табл. 3.—Поголовье скота (тыс. голов, на начало года)
Государственные закупки зерновых культур в 1968 составили 2,7 млн. т (1,1 млн. т в 1940), сахарной свёклы 936 тыс. т (2,8 тыс. т в 1940), семян подсолнечника 56,7 тыс. т (11,6тыс. т 1940), картофеля 177,2 тыс. т (70 в 1940), скота и птицы 177 тыс. т (31,1 в 1940), молока 685 тыс. т (123 в 1940), яиц 218,8 млн. шт. (77 в 1940). Порайонная структура сельского хозяйства: лесостепь и степь Предуралья — основной пшенично-животноводческий район с наиболее густыми посевами технических культур; в северном Предуралье повышена доля посевов серых хлебов, гречихи, гороха, а в Зауралье — доля яровой пшеницы, а также роль животноводства (в том числе табунного коневодства и пухового козоводства); на Южном Урале преобладает очаговое сельское хозяйство с горно-пастбищным животноводством; вокруг промышленных узлов — пригородное сельское хозяйство. Транспорт. Эксплуатационная длина железных дорог Б. на начало 1969 составила 1197 км (780 км в 1940). Главная транспортная магистраль — электрифицированная широтная железная дорога Куйбышев — Уфа — Челябинск. На территории Б. к ней примыкает другая широтная железная дорога Москва — Ульяновск (у станции Чишмы) и ответвляется ряд меридиональных линий (Уфа — Стерлитамак — Тюльган и др.). Создаётся новая широтная магистраль путём продления железной дороги Магнитогорск — Белорецк в район Чишмы. Главные речные пути по рр. Белой и Уфе (судоходные участки всю навигацию — 775 км). Развита сеть нефтепродукто- и газопроводов (Туймазы — Уфа, Ишимбай — Уфа, Ишимбай — Орск и др.). Протяжённость магистральных трубопроводов в конце 1968 составляла 3259 км (168 км было в 1937); количество перекачиваемой нефти и нефтепродуктов в 1968 достигло 69,4 млн. т. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием в 1968 составила 9,4 тыс. км (3,0 тыс. км в 1940). Имеется сеть авиалиний. В вывозе из Б. преобладают нефть и нефтепродукты, руды и продукция сельского хозяйства, а во ввозе — каменной уголь и металлы. Внутренние различия. Среднее Прибелье — экономическое ядро Б. На него приходится почти половина её населения, 4/5 промышленного производства, крупная доля сельскохозяйственной продукции. Преобладает обрабатывающая промышленность; сельское хозяйство отличается повышенной интенсивностью; транспортная сеть наиболее развита. Западная Б. — главный район нефтедобычи, крупное сельское хозяйство пшенично-животноводческого направления, высокая плотность сельского населения. Северная Б. — район сельского хозяйства, лесной промышленности и бурно развивающейся нефтедобычи. Горная Б. (с Зауральем) — малозаселённый район горнозаводской промышленности с крупными лесоразработками на С. горной полосы и мощным зерновым хозяйством, а также животноводством на В. и Ю.-В.
Благосостояние народа на основе роста национального дохода республики неуклонно повышается. Объём розничного товарооборота в 1968 по сравнению с 1940 (в сопоставимых ценах) увеличился в 8,4 раза. В 1968 построено государственными и кооперативными предприятиями и организациями (без колхозов) жилых домов общей (полезной) площадью 1,1 млн. м2. Кроме того, в 1968 в городах и посёлках городского типа населением построено 907 индивидуальных жилых домов, колхозами и населением в сельской местности 11,9 тыс. жилых домов. Возрастают фонды социального страхования и реальные доходы населения. Здравоохранение. В 1913 в Б. работало всего лишь 143 врача и 342 чел. среднего медицинского персонала; имелось свыше 1,7 тыс. больничных коек. На 1 января 1969 в Б. насчитывалось 375 больничных учреждений на 32,8 тыс. коек, 505 врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, 6353 врача всех специальностей (т. е. 1 врач на 600 чел.); 23,3 тыс. лиц среднего медицинского персонала. В 1968 функционировали 31 санаторий и 11 домов отдыха. На территории Б. расположены курорты Аксаково, Алкино, Глуховская, Красноусольский, Чехово, Шафраново, Юматово, Яктыкуль, Янгантау и лечебные местности Ассы, минеральные источники Туймазынефть и др. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. До Октябрьской революции на территории, занимаемой Б., грамотно было только около 20% населения. В 1914/15 учебном году в 1562 общеобразовательных школах обучалось 132,5 тысяч учащихся. Высших учебных заведений не было. За годы Советской власти в Б. осуществлена подлинная культурная революция. Введено всеобщее осязательное 8-летнее образование, создана развёрнутая сеть учебных заведений. В 1969 в 921 детском саду воспитывалось 101,7 тыс. детей. В 1969/70 учебном году в 4636 общеобразовательных школах всех типов обучалось 922,6 тыс. учащихся, в 63 средних специальных учебных заведениях — свыше 60 тыс. учащися, в 9 вузах — Башкирском университете, нефтяном, сельскохозяйственном, 3 педагогических, медицинском, авиационном, институте искусств — обучалось 41,4 тыс. студентов. В республике работали (на 1 января 1969): 1754 массовые библиотеки (16 340,3 тыс. экземпляров книг и журналов), 3166 клубных учреждений, 7 музеев (в Уфе — республиканский краеведческий, Дом-музей В. И. Ленина, Дом-музей М. Гафури, Художественный музей им. М. В. Нестерова; в Красном Яре — Дом-музей Фрунзе и Чапаева; Стерлитамакский краеведческий, Дом-музей К. В. Иванова в деревне Слакбаш), 7 театров (см. раздел Драматический театр), 2768 киноустановок, внешкольные учреждения — Дворец пионеров в Уфе, 48 домов пионеров, 12 детских спортшкол, станции юных техников и юннатов. Наука и научные учреждения. Научные общества и Институт народного образования организованы в 1920. В 1921 создан Академ-центр, возглавивший работу по изучению башкирского языка. В 1931 организован институт социалистических реконструкции сельского хозяйства, в 1932 — институт национальной культуры, в 1934 — институт здравоохранения и гигиены. В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 в Б. работали выдающиеся деятели советской науки: А. А. Богомолец, А. В. Палладин, Е. О. Патон, П. П. Будников, Е. С. Варга и др. В этот период учёные Б. много сделали для повышения продуктивности сельского хозяйства, открытия новых месторождений нефти, внедрения новых методов нефтепереработки. В 1951 был организован Башкирский филиал АН СССР (существовал до 1963); в его состав вошли институт геологии, институт биологии, институт истории, языка и литературы, а также Отдел экономических исследований и Отдел органической химии, реорганизованный впоследствии в институт химии. В 50-х гг. Б. добилась крупных успехов в переработке нефти. Это способствовало организации отраслевых научно-исследовательских институтов, преимущественно технического профиля. Так, в 1956 был создан Башкирский НИИ по переработке нефти; в 1957—59 начали работать: НИИ нефтехимических производств, НИИ сельского хозяйства, БашНИИ по строительству, НИИ по транспорту и хранению нефти и нефтепродуктов. В 1957 на базе педагогического института был открыт Башкирский университет. В 1964 начал работать Уфимский филиал Всесоюзного НИИ химических средств защиты растений с опытным заводом. В последующие годы были организованы новые вузы и научно-исследовательские институты не только в Уфе, но и в Стерлитамаке, Салавате, Бирске, Октябрьском и др. Значительным событием явилось возобновление в 1967 деятельности Башкирского филиала АН СССР как крупного регионального центра исследований в области естественных и общественных наук. В его научных учреждениях в 1969 работало более 370 научных сотрудников, в том числе 18 докторов и 140 кандидатов наук. Учёные Б. активно участвуют в разработке актуальных проблем народного хозяйства и культуры, в изучении природных ресурсов и производительных сил республики, вносят существенный вклад в развитие советской науки. Геологи Б. открыли богатейшие месторождения нефти, железных и медных руд, ставшие базой для развития нефтяной, нефтехимической и металлургической промышленности; ведутся работы по палеонтологии, геотектонике и геоморфологии, геофизике, определению возраста минералов, петрологии и геохимии. В Б. работали и создали свои школы А. А. Трофимук, Г. В. Вахрушев, К. Р. Тимергазин, А. И. Олли, работают Б. М. Юсупов, А. Я. Виссарионова, Д. Г. Ожиганов, В. Л. Яхимович и др. Усилия биологов направлены на создание теоретических основ повышения продуктивности сельского хозяйства, сохранение и увеличение лесных богатств Южного Урала. Ведутся работы по физиологии устойчивости растений (В. К. Гирфанов, Л. И. Сергеев), экологии лесных насекомых, почвоведению (С. Н. Тайчинов и др.), изучению нуклеиновых кислот. Башкирские химики (В. Г. Беньковский, С. Р. Рафиков, Б. В. Клименок, Р. М. Масагутов, З. И. Сюняев) работают главным образом над проблемами переработки высокосернистых нефтей, нефтехимического синтеза, синтеза высокомолекулярных и физиологически активных соединений и др. В конце 60-х гг. в Б. начинают развиваться физико-математические науки. В области технических наук, связанных с нефтяной, машиностроительной, строительной и другими отраслями промышленности, работают Г. А. Бабалян, М. М. Саттаров и др. (интенсификация процессов нефтедобычи), А. Ф. Полак и др. (разработка новых методов строительства). Большую роль в развитии здравоохранения республики сыграли исследования в области медицины: проведены работы по изучению и использованию природных лечебных ресурсов (Г. Н. Терегулов и др.), по хирургии (И. Г. Кадыров и др.), офтальмологии (Г. Х. Кудояров и др.), терапии (3. Ш. Загидуллин и др.). Исследования в области профилактики и лечения профессиональных заболеваний в нефтяной и химической промышленности позволили резко снизить заболеваемость рабочих ведущих отраслей промышленности Б. Значительного развития достигли общественные науки — история, филология, литературоведение, экономика, археология, этнография. Заметный вклад в науку внесли работы археолога К. В. Сальникова, этнографа Р. Г. Кузеева, филологов Д. Г. Киекбаева, К. З. Ахмерова, А. И. Харисова и др.
Представители экономической науки применяют математические методы и ЭВМ при разработке вопросов развития и размещения промышленных комплексов, оптимального планирования производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов, а также ведут исследования по общеэкономическим проблемам. Для дальнейшего развития научных исследований в республике и координации работ в отдельных отраслях науки организованы 14 научных советов.
Печать, радиовещание, телевидение. В 1968 в Б. была издана 241 книга и брошюра тиражом 1658 тыс. экземпляров; выходило 112 изданий газет (без многотиражных) на русском, башкирском, татарском, марийском, чувашском и удмуртском языках, разовым тиражом 966 тыс. экземпляров. Республиканские газеты: «Совет Башкортостаны» («Советская Башкирия», с 1918), на башкирском языке; «Советская Башкирия» (с 1906, ведёт начало от газеты «Уфимский рабочий»); «Кызыл тан» («Красная заря», с 1918), на татарском языке; «Ленинсе» («Ленинец», с 1923), на башкирском и русском языках; «Башкортостан пионере» («Пионер Башкирии», с 1930), на башкирском языке. Журналы: «Агидель» (с 1930), «Башкортостан кызы» («Дочь Башкирии», с 1968), «Хэнэк» («Вилы», с 1925), «Башкортостан укытыусыхы» («Учитель Башкирии», с 1924), «Пионер» (с 1930), на башкирском языке; «Блокнот агитатора» (на башкирском, русском и татарском языках). Литература. Устная народная поэзия башкир содержит эпосы, исторические и бытовые песни, сказки и легенды. Их стали записывать и публиковать (преимущественно русские учёные) с начала 19 в. К народному творчеству примыкают свободолюбивые стихи и песни Салавата Юлаева — первого из известных нам башкирских певцов-сэсэнов, сподвижника Емельяна Пугачева. Писатели 18—19 вв. Т. Ялсыгул, Гали Сокрый, Ш.Я. Заки, Г. Салихов создавали главным образом религиозно-этическую поэзию. Идеи просветительства, критика схоластических методов обучения нашли отражение в сочинениях писателей и учёных 2-й половины 19 в.: М. К. Акмуллы, М. Умитбаева, М. Бикчурина и др. В канун Революции 1905—07 в литературу вступил Мажит Гафури. Его произведения вошли в золотой фонд не только башкирской, но и татарской литературы. Он стал певцом Октябрьской революции. Его сборник «Красное знамя» (1917) положил начало башкирской революционной лирике. В литературу пришли писатели — участники Гражданской войны: Гариф Гумер, Б. З. Ишемгулов, Тухват Янаби, Имай Насыри и др. В красноармейских газетах печатались первые произведения поэта-комсомольца Шамуна Фидаи, Ярлы Карима, публициста-большевика Ш. А. Худайбердина. На сцене передвижного башкирского театра были поставлены: драма М. Бурангулова «Ашкадар» (1920) и музыкальная комедия драматурга и композитора Х. К. Ибрагимова «Башмачки» (1921), высмеивающая нравы буржуа и торговцев. В 1920 Д. И. Юлтый написал пьесу «Карагул» о борьбе башкирских трудящихся за свободу. В поэзии воплощались мысли и чувства человека труда, ставшего хозяином своей судьбы: сборники М. Гафури, С. Ф. Кудаша, Г. Гумера, Т. Янаби и др. В конце 20-х гг. начали работать молодые писатели Сагит Агиш, Габдулла Амантай, Али Карнай, Рашит Нигмати, Мухитдин Тажи, Гайнан Хайри и др.; героями их произв. выступает молодёжь, комсомол, борцы за новую жизнь. 30-е гг. ознаменовались подъёмом башкирской литературы, её развитием по пути социалистического реализма. Теме коллективизации посвящены повести и романы С. Агиша,) Б. Г. Бикбая, Х. Л. Давлетшиной, А. Карная, С. Ф. Кудаша, И. Насыри, А. М. Тагирова, поэмы М. Г. Хая, Д. И. Юлтыя, драмы С. М.. Мифтахова. Рост промышленности в Б., становление рабочего класса отражены в очерке А. Карная «Ишимбай». (1935), в повести А. М. Тагирова «Кровь машин» (1934), в стихах Р. Нигмати, К. Х. Даяна, С. Г. Кулибая. С поэтическими произведениями о рабочем классе выступили поэты Б. Х. Валид, Максуд Сюндюкле, М. Н. Марат и др. Большое развитие в литературе 30-х гг. получила тема Революции и Гражданской войны: романы А. М. Тагирова («Солдаты», ч. 1—2, 1931—33, «Красногвардейцы», 1934, и «Красноармейцы», 1936), Д. И. Юлтыя («Кровь», 1934), И. Насыри («Кудей», 1936), повести А. Карная, Х. Б. Мухтара, И. Насыри, Ч. Х. Ханова, Б. Х. Хасана и др. Развиваются юмор и сатира: повести С. Агиша, рассказы Г. К. Давлетшина, Б. З. Ишемгулова, Кирэя Мэргэна, Тухвата Янаби, стихи Г. Г. Амири. Широкое распространение получил жанр поэмы: «Шункар» (1936) и «Дитя» (1939) Гафура Саляма, «Прекрасные долины Ак-Идели» (1939) Р. Нигмати, «Страна победителей» (1935) Т. Янаби и др. Появились пьесы С. М. Мифтахова, Б. Г. Бикбая, К. Х. Даяна, Н. К. Карипа. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 значительное развитие получила поэзия. Книги Т. Г. Арслана, А. М. Валеева, М. С. Карима, Х. К. Карима, Н. Н. Наджми, Р. Нигмати и других явились как бы поэтической летописью войны. Образы героев фронта и тыла созданы в книгах С. Агиша («На фронт», 1943), К. Мэргэна («Башкиры», 1943, «Джигиты», 1944), С. Ф. Кудаша («В степях Дона», 1943), Г. Гумера («Рассказы деда Юлсуры», 1945) и др. На башкирской сцене ставились драмы Б. Г. Бикбая, К. Мэргэна, А. К.Мубарякова. В послевоенные годы опубликованы: повесть С. Ф. Кудаша «Навстречу весне» (1952) — о дружбе поэтов Габдуллы Тукая и Мажита Гафури, его же книги воспоминаний «Незабываемые минуты» (1957), «По следам молодости» (1964); повесть Г. Гумера «Городок на волнах» (1951) — о труде плотовщиков, его же автобиографическая повесть «От порога к горнице» (1957). Большое развитие получил жанр романа. В романе Х. Л. Давлетшиной «Иргиз» (1957) изображена дружба и совместная борьба башкирских крестьян и русских рабочих. Прошлому народа посвящены романы: З. А. Биишевой «Униженные» (1959), Я. Х. Хамматова «Золото собирается по крупицам». Романы С. Агиша («Фундамент», 1950), А. М. Валеева («Первые шаги», 1952), Б. Г. Бикбая («Когда разливается Акселян», 1956) рисуют социалистические преобразования башкирской деревни. Борьба за нефть в Башкирии показана в романах К. Мэргэна «На склонах Нарыштау» (1948—49) и А. Г. Бикчентаева «Лебеди остаются на Урале» (1956). Современникам посвящены романы А. М. Валеева «Майский дождь» (1957), «Цветок шиповника», Д. Ф. Исламова «Щедрая земля» (1959) и «Дорога Москвы» (1968), А. Г. Бикчентаева «Я не сулю тебе рая» (1963), Х. Г. Гиляжева «Солдаты без погон» (1964). Среди поэтических произведений выделяются поэмы Т. Г. Арслана, Ш. С. Биккулова, М. Г. Гали, Х. К. Карима, К. К. Киньябулатовой, С. Г. Кулибая, Н. Н. Наджми, Р. Нигмати, Г. З. Рамазанова, М. Сюндюкле. Значительны успехи башкирской драматургии. Тепло встречены драмы И. А. Абдуллина, Н. В. Асанбаева, А. К. Атнабаева, Г. Г. Ахметшина, М. С. Карима, А. М. Мирзагитова, Н. Н. Наджми. Заметно укрепилась литература для детей. Появились повести З. А. Биишевой, А. Г. Бикчентаева, Р. Б. Габдрахманова, Ф. А. Исангулова, М. С. Карима, К. Мэргэна. В башкирскую литературу влились молодые силы: поэты Р. Г. Бикбаев Р. Я. Гарипов, А. Х. Игибаев, М. Н. Каримов, Я. Кулмый, Ф. А. Рахимгулова, Р. А. Сафин, Р. Г. Хакимов, прозаики И. Г. Гиззатуллин, Г. Г. Ибрагимов, В. М. Исхаков, Н. С. Мусин и др. В республике успешно работают писатели, пишущие и на русском языке.
Развиваются литературоведение и литературная критика. Появились монография, исследования, посвященные башкирской литературе и народному творчеству. В этой области работают А. И. Харисов, К. А. Ахмедьянов, М. Ф. Гайнуллин, С. А. Галин, Н. Т. Зарипов, Х. Ш. Зиннатуллина, А. Г. Кудашев, К. Мэргэн, Г. З. Рамазанов, С. Г. Сафуанов, А. Х. Хакимов, Г. Б. Хусаинов, М. Х. Мингажетдинов и др. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. На территории Б. открыты древнейшие в СССР палеолитические наскальные росписи в Шульганташе (Каповой пещере); в курганах и могильниках найдено много орнаментиров, керамики, металлических украшений с орнаментом и стилизованными изображениями животных. На протяжении веков жилищем башкир-скотоводов служили разборные крытые войлоком юрты («тирмэ») и шалаши, в горных и лесных районах — примитивные срубы («бурама»). Зимние жилища — деревянные (реже саманные) дома. В застройке башкирских аулов и особенно в архитектуре культовых сооружений (мечети, мавзолеи) отмечается влияние зодчества Волжско-Камской Болгарии. После добровольного присоединения башкир к России (16 в.) заметно воздействие русского зодчества. В 16—18 вв. возникают города Стерлитамак, Белебей, Бирск, Уфа, в которых в 19 в., наряду с деревянными, появляются каменные дома в стиле классицизма, а в конце 19 — начале 20 вв.— здания эклектичного характера. В советское время реконструируются старые города (Уфа, Стерлитамак, Белебей и др.), создаются новые (Салават, Октябрьский, Нефтекамск). В постройках конца 30—50-х гг. использовались элементы классической архитектуры (Дворец культуры им. Г. К. Орджоникидзе, архитектор Н. И. Шабаров, Дом промышленности, архитектор А. С. Любарская, В.М.Любарский, М.А.Хомутов, А.Ф.Козлов, университет, архитектор Б. Г. и С. Г. Калимуллины, и другие здания — в Уфе; Дворец культуры в Салавате; Дом техники в Октябрьском). В 60-е гг. расширяется массовое строительство, застройка городов ведётся комплексно, зданиями современного стиля, простых, лаконичных форм (Башкирский академический театр драмы, архитектор С. И. Якшин и др., Госцирк, Дворец спорта — в Уфе; Дворец спорта в Октябрьском; новые кварталы многоэтажных домов в Уфе, Салавате и других городах). С давних времён у башкир развито узорное ткачество и счётная вышивка (налобные повязки-«хараусы», паласы, занавесы-«шаршау», декоративные полотенца, составляющие основное убранство жилища). Для них характерны геометрические узоры (ромбы, треугольники, звёзды, крестообразные фигуры, зооморфные и антропоморфные мотивы), смелые, контрастные сочетания ярких цветов. Распространены также тамбурная вышивка, аппликация на суконной обуви, тиснение по коже, чеканка и насечка по металлу. В них преобладают растительные узоры, S-образные фигуры, мотивы рогов и др. Простой геометрической резьбой украшались деревянные предметы, вытачивались красивой формы ладьеобразные ковши («ижау»). В формировании башкирского изобразительного искусства большую роль сыграли художники, выступившие ещё в предреволюционные годы (на впервые организованной в Уфе выставке, 1916): первый художник-башкир К. А. Давлеткильдеев (преимущественно портретист), М. Н. Елгаштина, мастер монументально-эпического пейзажа А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, В. С. Сыромятников. В 1920 в Уфе открылся Художественный музей (с 1954 — им. М. В. Нестерова), в 1926 — Художественное училище (ныне Уфимское училище искусств), в котором получили образование многие башкирские художники. В конце 30—40-х гг. в живописи Б. значительное место занимают историко-революционные темы (картины И. И. Урядова, посвящённые В. И. Чапаеву, А. П. Лежнева, посвященные Салавату Юлаеву, и др.) и темы социалистического строительства. Особенно успешно развивается искусство Б. в 50—60-е гг., когда выступают художники — воспитанники художественных институтов страны. Выделяются пейзажные работы В. П. Андреева, Н. А. Русских, тонкие, полные поэтического очарования пейзажи Б. Ф. Домашникова, характерные высветленной гаммой, декоративные полотна А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, П. П. Салмасова. Картины на исторические и современные темы, а также портреты пишут Р. М. Нурмухаметов, А. Ф. Лутфуллин, А. А. Кузнецов, А. Т. Платонов; красочный национальный быт находит отражение в жанровых картинах Ф. А. Кащеева, натюрмортах А. Х. Ситдиковой. Как театральные художники работают М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева. В 60-е гг. в скульптуре выделяются Т. П. Нечаева (портретные бюсты, мелкая пластика, декоративные керамические панно) и Б. Д. Фузеев (преимущественно портрет). Развивается книжная и станковая графика (Р. Г. Гумеров, Б. Я. Палеха и др.). Музыка. До Октябрьской революции башкирская музыка была представлена только народным творчеством. Башкирская народная песня одноголосна. Её разновидности: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизационного склада), уртаса-кюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмические моторные песни или изобразительные пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; кыланып-бейец — мелодии, связанные с изобразительными героическими танцами; бейец-кюй — лирические и плясовые напевы; такмак — плясовая песня типа частушки, зародившаяся в конце 19 в. Форму героического эпоса представляют иртэки, кубаиры, байты — песни былинного характера. Элементы многоголосья встречаются в искусстве узляу («игра горлом»), при котором исполнителю удаётся одновременно извлекать выдержанный нижний звук и мелодию. Ладовой основой народной музыки является своеобразная пентатоника, сочетающая пентатонно-диатонические лады. Народные башкирские музыкальные инструменты — курай (тростниковая продольная флейта типа пастушеской свирели), гармонь, кубыз (род варгана металлического или деревянного). С установлением Советской власти в Б. начала развиваться профессиональная музыкальная культура. Значит, часть творчества башкирских композиторов в 20-е гг. составляли песни и хоры (Х. К. Ибрагимов, М. М. Валеев, К. Ю. Рахимов, С. Х. Габаши). В театре в Стерлитамаке (с 1922 в Уфе) ставились спектакли, музыку к которым писали Х. К. Ибрагимов (музыкальная комедия «Башмачки»), М. Р. Калиновский, К. Ю. Рахимов, С. Х. Габаши, М. М. Валеев. В 1919 в Уфе создана музыкальная школа, в 1922 — техникум. С 1925 в Уфе устраиваются симфонические концерты. В 1932 при Московской консерватории открылось башкирское отделение (руководитель — народный артист Башкирской АССР Б. Г. Альмухаметов), реорганизованное в 1936 в музыкальную студию. В 30-е гг. эту студию окончили Х. Ф. Ахметов, Х. Ш. Займов, З. Г. Исмагилов, Т. Ш. Каримов, Р. А. Муртазин. В 1938 в Уфе открыты музыкальный театр Б. (с 1941 — Башкирский театр оперы и балета.) и Башкирская филармония, организованы оркестр народных инструментов, Башкирский фольклорный кабинет. С 1962 при Уфимском училище искусств работает заочное отделение Музыкального педагогического института им. Гнесиных (учебно-консультационный пункт). В 1963 начало работать Салаватское музыкальное училище. В 1968 в Уфе открыт институт искусств с 6 факультетами, в 1969 начали работать музыкальные училища в Октябрьском и Давлеканово. На основе синтеза народно-музыкальных традиций и принципов европейской и, прежде всего, русской музыкальной классики складывается национально-самобытный стиль башкирской музыки. В 40-х гг. поставлены первые башкирские оперы «Хакмар» М. М. Валеева, «Мэргэн» («Меткий стрелок») А. А. Эйхенвальда, «Карлугас» («Ласточка») Н. К. Чемберджи, и др. В 1944 состоялась премьера первого башкирского балета «Журавлиная песня» Л. Б. Степанова. В 50—60-е гг. поставлены: оперы «Салават Юлаев» (1955), «Шаура» (1963), музыкальная комедия «Кодаса» (1958) 3. Г. Исмагилова; балеты «Горная быль» А. С. Ключарёва (1951), «Буратино» (1960), «Гюльназира» (1963) Н. Г. Сабитова, «Горный орёл» Н. Г. Сабитова и Х. Ф. Ахметова (1959), «Черноликие» Х. Ш. Заимова и А. Г. Чугаева (1965). Развивается симфоническое, камерно-инструментальное и вокальное творчество башкирских композиторов. Популярность получили произведения Х. Ф. Ахметова, Х. Ш. Заимова, Р. А. Муртазина, Н. Г. Сабитова и др.
Среди башкирских исполнителей: дирижёры — заслуженный деятель искусств Башкирской АССР Н. Г. Сабитов, Г. Х. Муталов; певцы — народные артисты РСФСР Б. Н. Валеева, Г. С. Хабибудлин, М. Х. Хисматуллин, заслуженные артисты РСФСР М. А. Ахметзянова, М. Г. Салигаскарова, народный артист Башкирской АССР Г. С. Альмухаметов, заслуженный артист Башкирской АССР С. К. Галимова и др.; солисты балета — народный артист СССР 3. А. Насретдинова, народные артисты РСФСР Х. Г. Сафиуллин, Г. Г. Сулейманова, заслуженные артисты РСФСР Т. Ш. Худайбердина, Ф. М. Саттаров, М. А. Тагирова и др. Драматический театр. Профессиональный башкирский театр создан после Октябрьской революции. В 1919 в Стерлитамаке на базе кружков красноармейской самодеятельности открылся первый национальный театр, который с 1922 работает в Уфе, ныне — Башкирский академический театр драмы. В 20—30-е гг. здесь были поставлены произведения башкирских драматургов — «Башмачки» Х. К. Ибрагимова, «Завод», «Урняк» А. М. Тагирова, «Красная звезда» Мажита Гафури, «Карагул» Д. И. Юлтыя, «Хакмар», «Дружба и любовь» С. М. Мифтахова, «Карлугас» Б. Г. Бикбая и др. Деятели театра ставили классическую русскую («Ревизор» Н. В. Гоголя, «Без вины виноватые» А. Н. Островского) и западноевропейскую («Разбойники» Ф. Шиллера, «Овечий источник» Лопе де Вега и др.) драматургию, лучшие пьесы советских авторов («Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 в репертуар театров вошли патриотические пьесы: «Война» Кирэя Мэргэна, «Жёнушка» А. К. Мубарякова, «На берегу Белой» Рашита Нигмати, «Нашествие» Л. М. Леонова и др. В 40—60-е гг. репертуар театров обогатился пьесами, посвящёнными современности, героике Гражданской и Великой Отечественной войн, историческому и революционному прошлому башкирского народа: «Тальян-гармонь» Г. Г. Ахметшина, «Мы не расстанемся» И. А. Абдуллина, «Одинокая берёза», «В ночь лунного затмения», «Страна Айгуль» М. С. Карима, «Весенняя песнь» Н. Н. Наджми, «Райса» Н. В. Асанбаева, «Он вернулся» и «Шонкар» А. К. Атнабаева, «Буре навстречу» Р. Ишмурата, «Сын солдата» А. М. Мирзагитова, «Неркес» И. Х. Юмагулова, и др. Работают русские театры в Уфе (основан в 1931), в Стерлитамаке (основан в 1938), драматические театры в Сибае (основан в 1931) и Салавате (основан в 1933), Театр кукол в Уфе (основан в 1932). Среди театральных деятелей Б.: народный артист СССР А. К. Мубаряков; народные артисты РСФСР З. И. Бикбулатова, Г. М. Мингажев, А. Ф. Зубаиров, Г. Х. Карамышев, Г. М. Тукаев; заслуженные артисты РСФСР Х. Г. Бухарский, Р. С Янбулатова, Б. Г. Имашев; заслуженный деятель искусств Башкирской АССР и заслуженные артисты РСФСР Г.Ш. Имашева, Ш.М. Муртазина; народные артисты Башкирской АССР Г. Б. Абзгильдина, Л. Г. Ахтямова, Т. М. Бикташева, Д. Р. Даутова, Х. И. Кудашев, М. А. Магадеев, Т. Ф. Рашитова, А. Г. Садыкова, Г. 3. Сулейманов, Г. А. Ушанов, Р. Ш. Файзуллин. Кадры для драматических театров республики готовятся в ГИТИСе, Уфимском училище искусств, на театральном факультете Уфимского института искусств (открыт в 1968). Лит.: Тахаев Х. Я., Башкирия, М., 1950; его же, Природные условия и ресурсы Башкирской АССР, Уфа, 1959; Хисматоб М. Ф., Очерки по географии Башкирии, Уфа, 1963; Маслов М. Д., Цветаев А. А., География Башкирии, Уфа, 1963; Тебе спасибо, Октябрь!, Уфа, 1967; История Башкирской АССР, 3 изд., Уфа, 1968; Очерки по истории Башкирской АССР, т. 1 (ч. 1—2)—2, Уфа, 1956—66; Усманов А. Н, Присоединение Башкирии к Русскому государству, Уфа, 1960; Усманов Х, Ф., Столыпинская аграрная реформа в Башкирии, Уфа, 1958: Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Башкирии. Сборник документов и материалов, Уфа, 1957: Образование Башкирской АССР. Сборник документов и материалов, Уфа, 1959; Аминев 3. А., Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии (1917—1919 гг.), Уфа, 1966; Узиков Ю. А., Подписано В. И. Лениным (По следам пяти ленинских телеграмм в Башкирию), Уфа, 1967; Башкирия за полвека, Уфа, 1969; Бурангулов И., Башкортостанди капитализмдец усеше (1861—1897 йылдар), Офо, 1961: Гулиров F., Башкортостан тыныс тозолошкэ кусеу осоронда (1919—1922 йылдар), Офо, 1958; его же, Башкортостанда холк хужалыгын аякка бастырыу осоронда (1923—1928 йылдар), Офо, 1960; Комар И. В., География хозяйства Урала, М., 1964; Народное хозяйство Башкирской АССР. Статистический сборник, Уфа, 1967; Хисматов М. Ф., Башкирия. Экономико-географическая характеристика, Уфа, 1968; Наука в Советской Башкирии за 50 лет, Уфа, 1969; Писатели Советской Башкирии, Уфа, 1955; Молодая литература возрожденного народа, М., 1958; История башкирской советской литературы; Очерки, ч. 1—2, Уфа,1963—66; Башкорт совет эзэбиэте тарихе. Офо, 1967; Fэйнуллин М., hэм Хесэинов F., Бапгкорт совет языусылары, Офо, 1967; Хесэинов F., Башкорт совет поэзияhынын; уçеу юлдары, Офо, 1968; Тимергэлина Р. Х., Башкортостан языусылары. (Библиогр. белешмэ), Офо, 1968; Сахаутдинова М., В Советской Башкирии, «Архитектура СССР», 1957, № 9; «Художник», 1959, № 6, с. 2—19; Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Декоративно-прикладное искусство башкир, Уфа, 1964; Народное искусство башкир. [Альбом], Л., 1968; Пикунова Г., Песня о Башкирии, «Художник», 1969, № 4; Рыбаков С. Г., Музыка и песни уральских мусульман..., СПБ, 1897; Лебединский Л. Н., Композиторы Башкирии, М., 1955; его же, Башкирские народные песни и наигрыши, 2 изд., М., 1965; Шумская Н., Музыкальная культура Башкирской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Башкирские народные песни, Сб. сост. Х. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский, А. И. Харисов, Уфа, 1954; Гаскаров Ф. А., Башкирские танцы, Уфа, 1958; Хайруллин Р., Башкирский ансамбль народного танца, Уфа, 1966; Башкирский государственный театр оперы и балета, М., 1955; Башкирский академический театр драмы, Уфа, 1969.
Статья про "Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 8476 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||