БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Стендаль Анри МариОпределение "Стендаль Анри Мари" в Большой Советской Энциклопедии
В книге «История живописи в Италии» (т. 1—2) и «Рим, Неаполь и Флоренция» (обе 1817) идеалистическая эстетика критикуется с позиций культурно-исторического метода, развивается взгляд на искусство как на средство отображения и познания действительности. В дальнейшем С. не раз выступал в роли блестящего популяризатора искусства («Прогулки по Риму», 1829, и др.). В 1822 С. опубликовал трактат «О любви» — опыт конкретного психологического анализа, обогащенного личными переживаниями и наблюдениями. Свидетельством активного участия С. в спорах о романтических и классических направлениях в литературе служат две версии памфлета «Расин и Шекспир» (1823 и 1825), в которых он, противопоставляя глубокое и страстное искусство У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых «трёх единств», создания новой драматургии, современной по духу. Защищая романтизм, С. в то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистического направления в литературе. Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирическое изображение мирка светской черни — все эти черты реалистического метода С. наметились уже в его первом, ещё не свободном от некоторого схематизма романе «Арманс» (т. 1—3, 1827). В новелле «Ванина Ванини» (1829) сочувственно обрисован итальянский патриот-карбонарий. Роман «Красное и чёрное» (1831) носит подзаголовок «Хроника XIX века»: в нём С. рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе — это описание драматического единоборства юного Жюльена Сореля с самим собой: природная честность, врождённое великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели. Ещё большей социальной остроты и обличительного пафоса С. достигает в неоконченном романе «Люсьен Левен» (1834—1836, опубликован 1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомического фарса. Пользуясь приёмами гротеска, С. обнажает отвратительную сущность государственного аппарата Луи Филиппа, в котором царят подкуп, клевета, шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части французской интеллигенции. В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героических деяний, которым, по убеждению С., не было места в современной ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам национально-освободительной борьбы итальянского народа против австрийских поработителей. Толчком для создания романа «Пармская обитель» (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом деле происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского государства в символическую картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн. В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии. Из тех же источников С. черпал сюжеты для «Итальянских хроник» (создавались на протяжении 30-х гг.; отдельно изданы 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности и лицемерия нравов французской аристократии и буржуазии середины 19 в. Сатирическому показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены «Записки туриста» (т. 1—2, 1838). С. оставил немало произведений, опубликованных уже посмертно. К ним относятся автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологических наблюдений, неоконченный роман «Ламьель» (1839—42, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912—13), композиционно примыкающие к циклу «Итальянских хроник», а также дневники и обширная переписка. Творчеству С. свойственно органическое сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологической глубины. Вся его литературная деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически-объёмные, полнокровные образы, в которых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи.
Заслуживший при жизни признание немногих (П. Мериме, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. был заново «открыт» во 2-й половине 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвященных ему монографий и периодических изданий; ни одно поколение французских писателей не проходит мимо его творческого наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено несколько фильмов-экранизаций произведений С., в том числе «Ванина Ванини» (1922), «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954). Соч.: [CEuvres completes], etabl. du texte et pref. par H. Martineau, [v. 1—79], P., 1927—37; в рус. пер.— Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Ревазова, т. 1—15, Л. — М.,[1933]—1950; Собр. соч. в 15 тт. [Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова], т. 1—15, М., 1959.
Лит.: Луначарский А, В., Стендаль, Собр. соч., т..), М., 1965; Реизов Б. Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; Горький М., [Преднел.], в кн.: Виноградов А. К., Избр. произв., т. 1, Три цвета времени, М., 1960; Виноградов А. К., Стендаль и его время, 2 изд., М., 1960; Эренбург И., Уроки Стендаля, в его кн.: Французские тетради, М., 1958; Фрид Я., Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд., М., 1967; Прево Ж., Стендаль, М.—Л., 1960; ThibaudetA., Stendhal, P., 1931; Martineau Н., Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948; «Europe», 1972, № 519—521 (номер посвящен Стендалю).
Статья про "Стендаль Анри Мари" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 397 раз |
TOP 20
|
|||||||||||