Брейгель Питер
Определение "Брейгель Питер" в Большой Советской Энциклопедии
Брейгель (точнее Брёгел) Старший, или «Мужицкий» (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525-30, Бреда или с. Брёгел, - 5.9.1569, Брюссель), нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и с 1563 - в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, Б. с наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Б. творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся, прежде всего на нидерландские традиции и местный фольклор. Б. черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры», 1560, Художественно-исторический музей, Вена); часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа («Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). В творчестве Б. сложно переплетались юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и тяга к эпическому размаху, к широким синтетическим картинам мира. Главный герой искусства Б. - народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Б. выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, «Несение креста», 1564, - Художественно-исторический музей, Вена) Б. с сер. 1560-х гг. перешёл к обобщённым картинам крестьянской жизни и пейзажам, отмеченным мощной реалистической выразительностью образов, цельностью и монументальностью композиции, особой слитностью рисунка и колорита; насыщенная звучность цветовых пятен, выразительность силуэтов сочетаются с пространственной широтой, тончайшим ощущением тонального единства, состояния световоздушной среды. Скупыми, но смелыми средствами Б. показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец» - Художественно-исторический музей, Вена); создатель национального реалистического пейзажа, Б. изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми («Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» - Художественно-исторический музей, Вена: «Жатва», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; все - 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах («Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор вызвал у Б. настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета», 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагических образах («Слепые», 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Лит.: Алпатов М., Питер Брейгель Мужицкий, М., 1939; Климов P., Питер Брейгель, М., 1959; Вastelaar R. van, Hulin de Loo G., Peter Bruegel l"Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1-2, Brux., 1906- 1907; Grossmann F., Peeter Brueghel, L.- Firenze, 1956.
Статья про "Брейгель Питер" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 522 раз
|