БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Брехт Бертольт

Значение слова "Брехт Бертольт" в Большой Советской Энциклопедии


Брехт (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, - 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете
Сцена из спектакля «Жизнь Галилея». Постановка театра «Берлинер ансамбль». 1956.
Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918) принесла Б. известность. Первые пьесы - «Ваал» (1918, издана 1922), «Барабанный бой в ночи» (1922), «В чаще городов» (1921-24, издана 1927) - содержат сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни («Карманный сборник», 1926; «Домашний сборник», 1927) некоторые критики считали  выражением анархо-индивидуалистических взглядов Б. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистической революции. Пьеса «Что тот солдат, что этот» (1927), музыкальная комедия «Махагони» (1927), как и «Трёхгрошовая опера» (1928, музыка К. Вейля), выражают уже резко определённую антикапиталистическую и революционную целеустремлённость. В тот же период Б. начал разрабатывать теорию «эпического театра», который должен стать театром «эпохи науки и социалистической революции». Назидательные пьесы - «Перелёт через океан» (1929), «Говорящий да и говорящий нет» (1929-1930), «Высшая мера» (1930), «Исключение и правило» (1930), «Горации и Куриации» (1934) - рассчитаны были на постановку не только профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидательном духе написаны и драмы «Святая Иоанна скотобоен» (1929-30, опубликована в 1932) и «Мать» (по роману М. Горького, издана 1933).

  После нацистского переворота (1933) Б. эмигрировал; в 1933-47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник «Песни, стихи, хоры», 1934, «Сведенборгские стихи», 1939). Песни Б. («Марш единого фронта», «Песня о солидарности» и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша. «Трёхгрошовый роман» (1934), статья «Пять трудностей пишущего правду» (1934) - первые значительные произведения Б.- прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистических сцен «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935-38), героическую драму «Винтовки Тересы Каррар» (1937). Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, «пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционное  мышление», воплотились в драмах-притчах «Добрый человек из Сезуана» (1938-40), «Карьера Артуро Уи» (1941, пост. 1959), «Кавказский меловой круг» (1944), в исторических драмах «Мамаша Кураж и её дети» (1939, изд. 1941), «Жизнь Галилея» (1938-39), «Дни Коммуны» (1947) и в народных комедиях «Господин Пунтилла и его слуга Матти» (1940) и «Швейк во второй мировой войне» (1944).

  Вернувшись на родину (1948), Б. вместе с женой - актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр «Берлинер ансамбль». Б. был избран в «Академию искусств» (1950). Влияние и слава литературного творчества и театра Б. распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Б. ставятся во многих театрах Советского Союза. В 1954 спектакль театра «Берлинер ансамбль» «Мамаша Кураж» получил 1-ю премию на Международного театральном фестивале в Париже. Ученики Б. плодотворно развивают его художественный  опыт и эстетические теории. Теоретические взгляды Б. изложены в статьях «Народность и реализм» (1938), «Малый органон для театра» (1949) и др. Б. удостоен Национальной премии ГДР (1949), Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).

 

  Соч.: Stücke, Bd 1-14, В.- Weimar, 1967-69 (изд. продолжается); Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1-2, В.-Weimar, 1968; Schriften zum Theater, [Fr./M., 1968]; Über Theater, [2 Aufl.], Lpz., [1969]; в рус. пер. - Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1-5, М., 1963-65.

 

  Лит.: Зингерман Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В. Г., Б. Брехт - новатор театра, М., 1961; его же, Театрально-эстетические взгляды Брехта, М., 1966; Райх Б. Ф.,, Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965: Копелев Л., Брехт, М., 1965; Grimm R., В. Brecht, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Willett J. Das Theater B. Brechts, Reinbek bei Hamb.,  1964;  Schumacher Е., B. Brechts «Leben des Galilei» und andere Stücke, B., 1965; Rülicke-Weiler K., Die Dramaturgie Brechts, B., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969.

  Л. 3. Копелев.

Сцена из спектакля «Жизнь Галилея». Постановка театра «Берлинер ансамбль». 1956.
Сцена из спектакля «Жизнь Галилея». Постановка театра «Берлинер ансамбль». 1956


Б. Брехт.
Б. Брехт


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Брехт Бертольт"

Бреховских Леонид Максимович | Буква "Б" | В начало | Буквосочетание "БР" | Брецель Богдан


Статья про слово "Брехт Бертольт" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1670 раз


Интересное