БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Абеляр ПьерОпределение "Абеляр Пьер" в Большой Советской Энциклопедии
В споре о природе универсалий А. развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними. В этике А. перенёс акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка А. схоластической «диалектики», заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (соч. «Да и нет» — «Sic et non»), сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода (см. Схоластика). Рационалистическая направленность теологии А. («понимаю, чтобы верить») вызвала протест представителей ортодоксальной мистики (Бернар Клервоский); учение А. было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II.
Психологической глубиной отличаются латинские любовные стихи А., его автобиография «История моих бедствий» (1132—36, изд. 1616, русский перевод 1902, 1959) и переписка А. и Элоизы (1132—35), которая была переведена уже в 12 в. с латинского языка на французский и вдохновляла многих писателей.
Лит.: Федотов Г. П., Абеляр, П., 1924; Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; Remusat Ch., Abelard, v. 1-2, P., 1845; Ottaviano C., Pietro Abelardo, [Roma, 1930].
Статья про "Абеляр Пьер" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 547 раз |
TOP 20
|
|||||||||