Важа Пшавела

Определение "Важа Пшавела" в Большой Советской Энциклопедии


Важа Пшавела
Важа Пшавела (псевдоним; настоящее имя Лука Павлович Разикашвили) [14(26).7.1861, селение Чаргали Душетского уезда, — 27.6(10.7).1915, Тбилиси], грузинский писатель. Родился в семье священника. Учился в Телавском духовном училище и в Горийской учительской семинарии, где сблизился с грузинскими народниками. По окончании семинарии в 1882 стал сельским учителем; защищал крестьян от притеснений. В 1883 поступил вольнослушателем на юридический факультет Петербургского университета, но из-за материальной необеспеченности в 1884 возвратился на родину. Обрабатывал землю, пас стадо, охотился. В литературу Важа Пшавела вступил в середину 80-х гг. В своих произведениях изображал быт и психологию современных ему пшавов. Важа Пшавела принадлежат 36 поэм, около 400 стихотворений, пьесы, рассказы, а также этнографические, публицистические и критические статьи. Он рисовал почти этнографически точные картины жизни горцев и вместе с тем воссоздал целый мир мифологических представлений. Поэт обращался к героическому прошлому своего народа, призывал к борьбе против внешних и внутренних врагов (стихотворение «Раненый барс», 1890; «Письмо пшава-солдата матери», 1915, и др.). В своих лучших эпических произведениях Важа Пшавела ставил проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы; решал проблемы любви и долга перед народом. В поэмах «Алуда Кетелаури» (1888, русский перевод 1939), «Гость и хозяин» (1893, русский перевод 1935) изображен конфликт между личностью и «теми» (общиной); его герои выступают против некоторых отживших законов общины. Поэту близки сильные духом люди, их чувство собственного достоинства, жажда свободы. Эти же темы затронуты в пьесе «Отверженный» (1894). Важа Пшавела идеализировал старые обряды пшавов, их чистоту и не испорченность «фальшивой цивилизацией». Мудрец Миндия в поэме «3мееед» (1901, русский перевод 1934) гибнет, так как не может примирить свои идеалы с потребностями семьи и общества. Поэма «Бахтриони» (1892, русский перевод 1943) повествует об участии грузинских племён в восстании Кахетии (Восточная Грузия) против Иранских поработителей в 1659.



Как певец родной природы Важа Пшавела не имеет себе равных в грузинской поэзии. Пейзаж его полон движения и внутренних конфликтов. Язык насыщен всеми богатствами народного языка, и вместе с тем это безукоризненно точный литературный язык. Популярность поэта возросла в советское время. Благодаря превосходным переводам на русский язык (Н. Заболоцкий, В. Державин, Б. Пастернак, С. Спасский и др.) его сочинения стали достоянием всех народов СССР. Стихи, поэмы и рассказы В. переведены на многие иностранные языки. По решению Всемирного Совета Мира 100-летие со дня рождения Важа Пшавела было отмечено (1961) всем прогрессивным человечеством.
Соч.: в рус. пер. — Избр. соч., Тб., 1939; Поэмы, М., 1947; Стихотворения и поэмы, 2 изд., Л., 1957; Соч., т. 1—2, М., 1958. Избр. произв., т. 1—2, Тб., 1961.


Лит.: Лундберг Е. и Гогоберидзе Е., Важа Пшавела, 3 изд., Тб., 1959; Гольцев В., Грузинские писатели XIX в., в его кн.: Статьи и очерки, М., 1958; Барамидзе А., Радиан и Ш., Жгенnи Б., История грузинской литературы. Краткий очерк, М., 1958; Джибладзе Г., Важа Пшавела (1861—1915), Тб., 1961; Натадзе Н., Важа Пшавела, Тб., 1966.
А. К. Гацерелиа.



"БСЭ" >> "В" >> "ВА" >> "ВАЖ"

Статья про "Важа Пшавела" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 37 раз
Коптим скумбрию в коробке
Ананасы на гриле

TOP 20