БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ВайшешикаОпределение "Вайшешика" в Большой Советской ЭнциклопедииВайшешика (от санскр. вишеша — особенный, отличный), одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции, основоположником Вайшешика считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы «Вайшешики-сутры» (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тыс.). Важным источником Вайшешика является также «Падартха-дхаома-санграха» — комментарий к «Вайшешика-сутре». Наибольшее развитие Вайшешика получила в 9—14 вв. в Южной Индии. По учению Вайшешика, всё существующее включается в 6 категорий — субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее, из которых главной является субстанция, выражающая сущность вещи. 9 субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделённые качествами (постоянными свойствами) и «действиями» (преходящими свойствами), составляют весь существующий мир. Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой первые 4 субстанции представляют собой соединения атомов (ану) — неизменных протяжённых материальных частиц сферической формы. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны: первое движение они получают от невидимой силы — адришты и потом вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма).
Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Keith A. B., Indian logic and atomism: an exposition of the Nyäya and Vaiika systems, Oxf., 1921: Mishra U., Conception of matter according to Nyaya-Vaiçeşika. Allahabad, 1936.
Статья про "Вайшешика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 590 раз |
TOP 20
|
|||||||