Вече (народное собрание на Руси)

Определение "Вече (народное собрание на Руси)" в Большой Советской Энциклопедии


Вече (общеславянское; от старославянского вет - совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь) феодальная знать использовала Вече (народное собрание на Руси) для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11-12 вв.). В летописи Вече (народное собрание на Руси) впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом - под 1016, Киеве - под 1068. Вече (народное собрание на Руси) ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на Вече (народное собрание на Руси), ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о Вече (народное собрание на Руси): «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, повелеваша... ». Вече (народное собрание на Руси) имело постоянное место сбора (в Новгороде - Ярославово дворище, в Киеве - двор храма Софии, в Пскове - двор храма Троицы). Кроме того, собирались Вече (народное собрание на Руси) отдельных частей крупных городов (например, «кончанские» Вече (народное собрание на Руси) в Новгороде). Вече (народное собрание на Руси) не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определенную возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение Вече (народное собрание на Руси), а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила феодальная знать и которому принадлежала фактическая власть в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму Вече (народное собрание на Руси) (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.



Лит.: Сергеевич Вече (народное собрание на Руси) И., Вече и князь, М.,1867; Греков Б. Д.. Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353-58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин Вече (народное собрание на Руси) Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П. О древнерусском вече, «Вестник МГУ, Серия 9, История», 1963, № 3; Пашуто Вече (народное собрание на Руси) Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.
  А. Вече (народное собрание на Руси) Арциховский, А. М. Сахаров.




"БСЭ" >> "В" >> "ВЕ" >> "ВЕЧ"

Статья про "Вече (народное собрание на Руси)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 720 раз
Панайпай
Панайпай

TOP 20