БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Академизм

Значение слова "Академизм" в Большой Советской Энциклопедии


Академизм (французское académisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии
Академизм: Д. Энгр. «Апофеоз Гомера». 1827. Лувр. Париж.
художественные
) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, Академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, Академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.

  Академизм возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому Академизм 2-й половины 17—18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских художественных академий. В 19 в. Академизм (возглавлявшийся Академизм Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. Академизм Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции Академизм распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах неоклассицизма.

  Термин «Академизм» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об Академизм некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.

 

  Лит. см. при статье Академии художественные.

  Академизм М. Кантор.

 

Академизм: Д. Энгр. «Апофеоз Гомера». 1827. Лувр. Париж.
Академизм: Д. Энгр. «Апофеоз Гомера». 1827. Лувр. Париж.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Академизм"

Виллар Клод Луи Эктор | Буква "А" | В начало | Буквосочетание "АК" | Виллардуэн Жофруа де


Статья про слово "Академизм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3800 раз


Интересное