Водевиль

Определение "Водевиль" в Большой Советской Энциклопедии


Водевиль (франц. vaudeville), лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина Водевиль — Франция. Название происходит от долины р. Вир (Vau de Vire), где жил в 15 в. народный песенник О. Баслен. Вначале Водевиль называли песенки в ярмарочных комедиях 1-й половины 18 в. Как самостоятельны театральный жанр Водевиль сложился в годы Великой французской революции и вскоре получил общеевропейское распространение. Классики французского Водевиль — Э. Скриб, Э. Лабиш — сохранили многие черты Водевиль как «народного произведения французов» (А. И. Герцен): задорное веселье, злободневные намёки. В России Водевиль появился в начале 19 в., унаследовав от комической оперы 18 в. интерес к отечественным сюжетам. Раннее развитие Водевиль связано с именами А. И. Писарева, Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского. В конце 30—40-х гг. в русском Водевиль заметны демократические тенденции, сближение с реалистической комедией нравов под влиянием натуральной школы («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, водевили Ф. А. Кони, Водевиль А. Соллогуба, П. А. Каратыгина, Н. А. Некрасова). В конце 19 в. одноактные пьесы А. П. Чехова продолжили традицию Водевиль (но без куплетов). В советское время шли на сцене водевили Водевиль П. Катаева, Водевиль Водевиль Шкваркина и др.


С Водевиль в значительной степени связаны развитие комедийного актёрского искусства 19 в., борьба против обветшавших традиций классицизма. Игра актёров в лучших образцах Водевиль отличалась естественностью, непосредственностью, импровизационной лёгкостью диалога, чувством юмора; она требовала от исполнителя музыкальности, умения петь и танцевать. Актёры Водевиль владели искусством внешнего перевоплощения, трансформации, играя по нескольку ролей в одной небольшой пьеске. Французские актёры — Водевиль Дежазе, Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арналь и др., подлинные преемники синтетического искусства демократического театра 18 в., блестящие исполнители Водевиль, — внесли свой вклад в развитие песенной национальной культуры (например, Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен П. Беранже). В русском театре в Водевиль выступали, наряду с такими яркими комедийными актёрами, как Н. О. Дюр, Водевиль Н. Асенкова, Н. Водевиль Самойлова, Водевиль И. Живокини, для которых лёгкий жанр был основой репертуара, крупнейшие актёры-реалисты — М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, К. А. Варламов, Водевиль Н. Давыдов и др. Они внесли в исполнительскую культуру Водевиль психологическую тонкость и сатирическую остроту.



Советский театр воспитал режиссёров, верно чувствующих специфику Водевиль (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов и др.), и актёров, овладевших искусством исполнения Водевиль (Водевиль Я. Хенкин, П. Н. Поль, Ф. Н. Курихин, А. Д. Вениаминов, Н. И. Слонова, С. А. Мартинсон и др.).
Лит.: Русский водевиль, [предисловие Водевиль Водевиль Успенского], Л. — М., 1959.



"БСЭ" >> "В" >> "ВО" >> "ВОД" >> "ВОДЕ"

Статья про "Водевиль" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 496 раз
Пицца в сковороде
Панайпай

TOP 20