Акварель
Определение "Акварель" в Большой Советской Энциклопедии
Акварель (франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua — вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной Акварель (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая Акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко — шёлка слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы Акварель — размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. Акварель бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр, «чёрная Акварель», тушь. В Акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.
В 15—17 вв. Акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение Акварель отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные Акварель — пейзажи Акварель Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. Акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы Акварель позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (Акварель и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. Акварель распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. Акварель Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи Акварель по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и Акварель Акварель Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к Акварель обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, Акварель Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. Акварель Врубель; продолжается расцвет английской школы Акварель (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников Акварель обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов — П. Синьяка и др. (Акварель которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 — начале 20 вв. Акварель всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. Акварель Серова, художников «Мира искусства»). В 20 в. Акварель привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, — представителей экспрессионизма, Акварель Матисса (Акварель которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.
Советской Акварель свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной Акварель) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. Акварель Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков — портретам Акварель В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются Акварель латышских художников 1960-х гг.
Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6-е изд.], М. — Л., 1950; Фармаковский М. В., Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959. О. В. Мамонтова.
Статья про "Акварель" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 630 раз
|