Вольная русская поэзия

Определение "Вольная русская поэзия" в Большой Советской Энциклопедии

Вольная русская поэзия, бесцензурные стихи русских поэтов, распространявшиеся в нелегальной печати и в списках с конца 18 в. Развитие Вольная русская поэзия определялось, с одной стороны, ростом русской революционной мысли, с другой - жёсткими цензурными ограничениями и преследованиями.



Распространявшиеся в рукописных списках запретная ода А. Н. Радищева «Вольность», вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина, стихи декабристов К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, В. Ф. Раевского и других представляют начало истории Вольная русская поэзия А. И. Герцен и Н. П. Огарёв отмечали большое значение «подземной поэзии» для их поколения; революционные стихи печатались в журнале «Полярная звезда» и газете «Колокол». В 1861 в Лондоне издан сборник «Русская потаённая литература XIX столетия...» - первая антология, подытожившая и осмыслившая (во вступительной ст. Огарёва) развитие Вольная русская поэзия 1-й половины 19 в.; сборник стал основным источником, из которого черпали материал другие аналогичные по замыслу издания (сборник «Лютня» и др.). Вольная русская поэзия, отвечавшая идеалам революционного народничества, распространялась в подпольных гектографированных, а затем и печатных изданиях (например, «Собрание стихотворений», 1879). На рубеже 19-20 вв. массовая пролетарская поэзия, связанная с традициями Н. А. Некрасова и его школы, тоже большей частью остававшаяся «вольной», представлена стихами Л. П. Радина, А. Я. Коца, С. А. Басова-Верхоянцева, Д. Бедного, Ф. С. Шкулева, М. Горького.


Своеобразие развития Вольная русская поэзия проявилось в том, что иногда стихи, печатавшиеся легально, в дальнейшем приобретали революционное значение и широко расходились в списках (такова судьба стихотворения Я. П. Полонского «Узница», 1878, явившегося политическим откликом на процесс Веры Засулич). Нередко переосмыслялось первоначальное содержание стихов. Так, запрещённое цензурой стихотворение Н. А. Некрасова «Смолкли честные, доблестно павшие...», которое имело в виду события франко-прусской войны и Парижской Коммуны 1871, воспринималось как обращение к русским революционерам - подсудимым на «процессе 50-ти». Известны случаи, когда в состав Вольная русская поэзия входили стихи, далёкие от революционной идеологии (например, стихотворение А. А. Навроцкого «Есть на Волге утёс...», первоначально напечатанное в умеренно либеральном журнале «Вестник Европы»). Вольная русская поэзия включала в себя также стихи иностранных поэтов (П. Беранже, О. Барбье, Г. Гейне и др.) в переводах, а иногда и в переделках. Один из основных способов распространения Вольная русская поэзия - передача по памяти; отсюда - характерная для фольклора многочисленность вариантов и искажений текстов. Наиболее распространённый жанр Вольная русская поэзия - песенная лирика.



Лит.: Революционная поэзия (1890-1917). Вступ. ст., подгот. текста А. Л. Дымшица, 2 изд., Л., 1954; Вольная русская поэзия второй половины XIX в. Подгот. текста и примеч. С. А. Рейсера и А. А. Шилова, вступ. ст. С. А. Рейсера, 2 изд., Л., 1959; Поэзия в большевистских изданиях 1901-1917. Вступ. ст., подготовка текста и примеч. И. С. Эвентова, Л., 1967; Вольная русская поэзия второй половины XVIII - первой половины XIX в. Вступ. статьи С. Б. Окуня и С. А. Рейсера, Л., 1970.



"БСЭ" >> "В" >> "ВО" >> "ВОЛ" >> "ВОЛЬ"

Статья про "Вольная русская поэзия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 548 раз
Коптим скумбрию в коробке
Английский рыбный пирог

TOP 20