БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Вольтер

Значение слова "Вольтер" в Большой Советской Энциклопедии


Вольтер (Voltaire) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, — 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746). Сын нотариуса;
Вольтер.
окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления Вольтер отражены в «Философских письмах» (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734). В течение 10 лет Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 Вольтер был приближен ко двору Людовика XV, в 1750—1753 — прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской (см. Кальвинизм) республике: с 1758 обосновался в своём имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Слова «раздавите гадину» (т. е. католическую церковь) — девиз Вольтер этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства («Республиканские идеи», 1762). Вольтер являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. Ферне стал местом паломничества. С Вольтер были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя.

  По своим философским взглядам Вольтер — деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, Вольтер не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии Вольтер видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, Вольтер испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде «революции сверху», осуществляемой «просвещенным» монархом в интересах нации. Исторические труды «Век Людовика XIV» (изд. 1751 и 1768), «Опыт о нравах и духе народов» (изд. 1756), «История Российской империи в царствование Петра Великого» (1759—63) явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание Вольтер уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, Вольтер выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.

  В своей эстетике и драматургии Вольтер продолжал традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политической и философской мыслью. Показательна трагедия «Фанатизм, или Магомет пророк» (1742, рус. пер. 1798), где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной роли церкви и религиозного фанатизма. Проникнутые тираноборческим, республиканским пафосом трагедии «Брут» (пост. 1730, изд. 1731, рус. пер. 1783), «Смерть Цезаря» (1735, рус. пер. 1777) и др. предвосхищают театр Великой французской революции. Другая тенденция драматургии Вольтер — защита естественных прав человеческой личности («Заира», пост. 1732, рус. пер. 1779; «Альзира, или Американцы», 1736, рус. пер. 1786; «Танкред», пост. 1760, рус. пер. 1816) — связана с интересом к У. Шекспиру; здесь Вольтер привлекает начало «природы» и «свободы»; но целиком принять Шекспира Вольтер не мог, считая его «гением без правил», «дикарём», нарушающим художественный вкус и меру.

  В поэме Вольтер «Генриада» (1728), посвящённой французскому королю Генриху IV, осуждение феодальной анархии и утверждение идеала просвещённого абсолютизма облечено в форму эпической поэмы; образы античных богов заменены здесь искусственными аллегорическими фигурами — Фанатизма, Раздора, Любви. В героикомической поэме «Орлеанская девственница» (1735, анонимное изд. 1755, несколько изменённое изд. 1762), посвящённой Жанне д’Арк, Вольтер развенчивает религиозную легенду о святой спасительнице Франции и зло смеется над религией и духовенством. Лирика Вольтер — в русле так называемой «лёгкой поэзии»; отличающаяся изысканным изяществом, она проникнута эпикурейскими, а подчас и антиклерикальными мотивами. На отвлеченно философские темы написаны: «Рассуждение в стихах о человеке» (1738, рус. пер. 1788), «Поэма об естественном законе» (.1756, рус. пер. 1786) и «Поэма о гибели Лисабона» (1756, рус. пер. 1763), в которой оспаривается учение Лейбница о предустановленной гармонии.

  Наибольшее значение в художественном наследии Вольтер имеют его философские повести: «Задиг, или Судьба» (1748, рус. пер. 1765), «Мемнон, или Человеческая мудрость» (1747, рус. пер. 1782), «Микромегас» (1752, рус. пер. 1788), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767, рус. пер. 1775), «Вавилонская принцесса» (1768). Содержание этих повестей — не частная жизнь героев, а философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы «мирового зла». Главное место в них занимает критика общественных порядков, сатирическое осмеяние церкви, суда, королевской власти. Развенчивая философию оптимизма (особенно в «Кандиде»), в котором он теперь видит оправдание существующего социального зла, Вольтер не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула «надо возделывать наш сад» является философским выводом — призывом к активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естественного человека (особенно в повести « Простодушный»), Вольтер не звал к утраченной простоте, как Ж. Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Используя приключенческо-авантюрный сюжет, восточную экзотику, фантастику, Вольтер создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских положений. Влияние Вольтер на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин «вольтерьянец» стал нарицательным.

 

  Соч.: Œuvres complètes, v. 1—52, P., 1877—85; Voltaire’s correspondence, ed. by T. Besterman, v. 1—107, Gen., 1953—65; в рус. пер. — Соч., СПБ, 1913; Избр. произв., М., 1947; Письма, М. — Л., 1956; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1—2, М. — Л., 1931; Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести, М., 1971; Философские повести, М., 1954.

 

  Лит.: Морлей Д., Вольтер, пер. с англ., М., 1889; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ, 1912; Державин К. Н., Вольтер, [М.], 1946; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. М. П. Алексеева, Л., 1947; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. Вольтер П. Волгина, М. — Л., 1948; Артамонов С., Вольтер, М., 1954; Соколов Вольтер Вольтер, Вольтер. Общественно-политические, философские и социальные воззрения, М., 1956; Сигал Н., Вольтер, Л. — М., 1959; Обломиевский Д., Французский классицизм, М., 1968; Акимова А. А., Вольтер, М., 1970; Desnoiresterres G., Voltaire et la société au XVIII siècle, v. 1—8, P., 1871—1876; Lion Н., Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire, P., 1895; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Naves R., Le goût de Voltaire, P., 1938; его же, Voltaire, 7 éd., P., 1962; Bellesort A., Essai sur Voltaire, P., 1950; Lancaster Н. C., French tragedy in the time of Louis XV and Voltaire (1715—1774), v. 1—2, Baltimore, 1950; Díaz F., Voltaire Storico, Torino, 1958; Charpentier J., Voltaire, P., 1955; Studies on Voltaire and the 18th century, ed. by T. Besterman, v. 1—12, Gen., 1955—60 (изд. продолжается); Poneau R., La religion de Voltaire, P., 1956; его же, Voltaire par lui-même, P., 1963; Besterman Т., Voltaire essays and another, L., 1962; его же, Voltaire, [L. — Harlow, 1969]; Brailsford H. N., Voltaire, L., 1963; Gross R. H., Voltaire nonconformist, [L., 1968].

 

  Библиографические издания: Языков Д., Вольтер в русской литературе, 2 изд., М., 1902; Державин К. Н., Из русской библиографии Вольтера, в сб.: Вольтер, Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг, М. — Л., 1961; Quérard J. М., Bibliographie voltairienne, P., 1824; Bengesco G., Bibliographie des oeuvres de Voltaire, v. 1—4, P., 1882—90; Barr M., A bibliography of writings on Voltaire, 1825—1925, N. Y., 1929; ее же, Quarante années d’etudes voltairiennes. Bibliographie analytique des livres et articles sur Voltaire, 1926—1965, P., [1969].

  Вольтер Я. Бахмутский.

Вольтер.
Вольтер.


«Вольтер в кабриолете». Картина Ж. Юбера. 3-я четверть 18 в. Эрмитаж. Ленинград.
«Вольтер в кабриолете». Картина Ж. Юбера. 3-я четверть 18 в. Эрмитаж. Ленинград.


«Увенчанный Вольтер». Худ. К. Л. Дере.
«Увенчанный Вольтер». Худ. К. Л. Дере.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Вольтер"

Вольтамперомметр | Буква "В" | В начало | Буквосочетание "ВО" | Вольтерра Вито


Статья про слово "Вольтер" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 6554 раз


Интересное