Врождённые идеи

Определение "Врождённые идеи" в Большой Советской Энциклопедии


Врождённые идеи, термин рационалистической философии 17—18 вв. (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц), обозначающий прирождённость уму или субъекту некоторых общих «идей» или истин. Эти идеи рационализм рассматривал как основу объективного знания, всеобщего «отношения идей», в отличие от сенсуализма 17—18 вв., согласно которому всякое «отношение идей» основывается на чувственных образах, данных в опыте. Понятие Врождённые идеи находилось в центре полемики между рационализмом и сенсуализмом (Декартом и Т. Гоббсом в 17 в., Лейбницем и Дж. Локком в 18 в.). Это понятие фактически утверждает тождество и непрерывность сознания в пространстве и времени: общезначимые надындивидуальные истины являются, с одной стороны, актами и состояниями сознания отдельных индивидов, а с другой стороны, именно в своих всеобщих характеристиках не могут быть выведены как конечное звено в непрерывной цепи воздействия внешних вещей на их сознание или внутрипсихических сцеплений сугубо индивидуального опыта. Отсюда вводится постулат, что знание некоторых истин должно быть прирождено аппарату человеческого познания. По Декарту, я из себя извлекаю понимание того, что такое вещь, истина, мышление, бог и т.д., причём эти идеи (в том числе и правила метода) не порождены и не приобретены мною, а прирождены мне. Соединяя исходные Врождённые идеи с интуитивным постижением конкретных предметов внешнего мира и с работой дедукции, можно получить всю сумму возможных, объективных и универсальных знаний. При этом неважно, даны ли Врождённые идеи актуально, — достаточно их потенциального существования. Лейбниц подчёркивает, что Врождённые идеи даны лишь в виде источников, которые постоянно актуализируются. Постулат Врождённые идеи относится к состояниям сознания, к внутреннему опыту, а не к законам и формам мысли — как в понятии априорных трансцендентальных идей, организующих целостность сознания, у Канта. Исходным моментом введения постулата Врождённые идеи явилось фиксирование рационализмом факта структурности знания, т. е. наличия у него свойств, не объяснимых тем видом, в каком объект знания существует вне сознания. Отталкиваясь от этого факта и рассматривая в качестве познающего субъекта отдельного индивида, а объект — как объект чувственности, рационалисты необходимо должны были прийти к идеалистическому заключению о существовании Врождённые идеи



Лит.: Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, «Вопросы философии», 1955, № 5; 1957, № 6; 1959, №11; Rose P. O., Die Lehre von den eingeborenen Ideen bei Descartes und Locke, Bern, 1901.
  М. К. Мамардашвили.



"БСЭ" >> "В" >> "ВР"

Статья про "Врождённые идеи" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 901 раз
Коптим скумбрию в коробке
Панайпай

TOP 20