Гамлет (Hamlet), герой одноимённой трагедии У. Шекспира (1601, опубликована 1603). Шекспир изобразил Гамлет мыслителем, подвергающим сомнению традиционные воззрения. И. В. Гёте видел в Гамлет человека мысли, а не дела, которому не по силам возложенная на него задача мести. В трактовке немецких романтиков (А. Шлегель) образ Гамлет приобрёл нарицательное значение («гамлетизм») для характеристики разочарования, пессимизма, горьких размышлений о противоречивости бытия. В. Гамлет Белинский, напротив, видел в Гамлет страстного обличителя зла, сильного даже в своей гибели. И. С. Тургенев в речи «Гамлет и Дон Кихот» (1860) подчёркивал влечение Гамлет к самоанализу, его скептицизм. Советское шекспироведение и театр раскрывают в образе Гамлет трагедию утратившего иллюзии гуманиста перед лицом торжествующего зла. Образ Гамлет не раз привлекал внимание художников (Э. Делакруа), композиторов (П. И. Чайковский), поэтов (А. А. Блок, Б. Л. Пастернак). Лит.: Фишер К., «Гамлет» Шекспира, М., 1905: Верцман Н., «Гамлет» Шекспира, М., 1964: Weitz М., Hamlet and the philosophy of literary criticism, Chi. — L., 1965. М. А. Гольдман.