БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Ге Николай Николаевич

Значение слова "Ге Николай Николаевич" в Большой Советской Энциклопедии


Ге Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж, - 1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер
Н. Н. Ге.
АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губернии (с 1876). В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем («Тайная вечеря», 1863, Русский музей, Ленинград; «Вестники воскресения», 1867, Третьяковская галерея). Возвратившись из Италии, Ге сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок). В поисках темы большого гражданственного звучания Ге обращается к исторической живописи. В картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея) Ге раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 1880-х гг. Ге возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этическими идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Ге обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи («Что есть истина?", 1890, и «Голгофа», 1893, обе - в Третьяковской галерее). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека («Распятие», 1892, 1894). Для портретов, исполненных Ге, характерны большая простота и строгость цветовых и композиционных решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Герцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, - оба в Третьяковской галерее).

 

  Соч.: Жизнь художника 60-х годов, «Северный вестник», 1893, кн. 3; Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка, М. - Л., 1930.

 

  Лит.: Альбом художественных произведений Н. Н. Ге, М. - СПБ, 1903; Стасов В. В., Н. Н. Ге..., М., 1904; История русского искусства, т. 9, кн. 1, М., 1965, с. 217-59; Зограф Н., Н. Н. Ге, [Л., 1968]; Н. Н. Ге. 1831-1894. Выставка произведений. Каталог, [М., 1969].

I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. Третьяковская галерея. Москва." href="a_pictures/00/17/290765639.jpg">«Петр <a href=I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. Третьяковская галерея. Москва." title="«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. Третьяковская галерея. Москва." src="a_pictures/00/17/th_290765639.jpg">
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. Третьяковская галерея. Москва.

Н. Н. Ге.
Н. Н. Ге.


«“Что есть истина?” Христос и Пилат». 1890. Третьяковская галерея. Москва.
«“Что есть истина?” Христос и Пилат». 1890. Третьяковская галерея. Москва.


Портрет Н. И. Петрункевич. 1893. Третьяковская галерея. Москва.
Портрет Н. И. Петрункевич. 1893. Третьяковская галерея. Москва.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Ге Николай Николаевич"

Гдыня | Буква "Г" | В начало | Буквосочетание "ГЕ" | Геба


Статья про слово "Ге Николай Николаевич" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2232 раз


Интересное