Голос певческий

Определение "Голос певческий" в Большой Советской Энциклопедии


Голос певческий, Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь (см. Пение). В отличие от речи, звуки Голос певческий имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться Голос певческий человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Детский Голос певческий достигает своего полного объёма (полторы октавы), как правило, к 13 годам. Он отличается светлым, серебристым, напоминающим фальцет тембром. Детские голоса, в особенности голоса мальчиков, используются главным образом в детских хорах. После мутации голос мальчика понижается на октаву, одновременно меняются его сила, диапазон и тембр. При этом нередко пропадают лучшие певческие свойства голоса мальчика. Для сохранения выдающихся певческих голосов у мальчиков-певцов в Италии в 17—18 вв. применялась кастрация.


Различают Голос певческий бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества Голос певческий, как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.


Определяющие качества Голос певческий — красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5—6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.



Важное качество Голос певческий — его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.


Профессиональный Голос певческий должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.


Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов. Самый высокий женский голос — сопрано, средний — меццо-сопрано, самый низкий — контральто. Среди мужских голосов самый высокий — тенор, средний — баритон и низкий — бас. В каждом типе голоса более высокие и светлые по звучанию голоса носят название лирических, а более низкие, густые и тёмные — драматических.


В большинстве случаев использование Голос певческий связано со словом. Выразительное донесение поэтического текста в пении определяется чёткостью произношения согласных и умением соединять Голос певческий с элементами речевых интонаций. Основной формой звуковедения Голос певческий является связное пение, лежащее в основе кантилены, и умение петь в быстром движении — беглость.


Лит.: Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1—3, М., 1929—37 (ч. 3 — Очерки по истории вокальной педагогики, 2 изд., М., 1956); Развитие детского голоса, М., 1963; Морозов В., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л., Основы вокальной методики, М., 1968; Tarneaud J., Seeman М.. La voix et la parole, P., 1950; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimmeund Sprachheilkunde, 2. Ausg., W., 1959; Hussen R., La voix chantée, P., 1960.
  Л. Б. Дмитриев.




"БСЭ" >> "Г" >> "ГО" >> "ГОЛ" >> "ГОЛО"

Статья про "Голос певческий" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 442 раз
Бургер двойного помола
Салат тофу

TOP 20