Горский Александр Алексеевич [6(18).8.1871, около Петербурга, — 20.10.1924, Москва], советский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 1889—1900 артист Мариинского театра. В 1900 режиссёр балета, в 1902—24 балетмейстер Большого театра. Возглавив московскую балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета, опираясь в большой степени на опыт драматических театров (МХТ и др.). Стремился преодолеть многие условности академического балета 19 в. (каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Начав с обновления старого спектакля («Дон Кихот» Минкуса, 1900), Г. переработал многие балеты классического наследия, пытаясь пересмотреть их драматургию, заменяя отвлечённые кордебалетные ансамбли танцами, оправданными действием, добиваясь исторической достоверности оформления: «Лебединое озеро» Чайковского, «Конёк-Горбунок» Пуньи, «Жизель» и «Корсар» Адана, «Баядерка» Минкуса и др. Свои творческие устремления Г. полностью осуществил в самостоятельных работах: «Дочь Гудулы» Симона (1902), «Саламбо» Ареидса (1910), «Любовь быстра» на музыку Грига (1913), «Эвника и Петроний» на музыку Шопена (1915), «Щелкунчик» Чайковского (1919) и др. К 1-й годовщине Октябрьской революции Г. поставил балет «Стенька Разин» на музыку А. К. Глазунова, к 5-й годовщине — детский спектакль на современную тему «Вечно живые цветы» на музыку Б. В. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). Г. преподавал в Петербурге (1896—1900), с 1902 — в Москве. Среди его учеников: А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др. Лит.: Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский, 1871—1924, М. — Л. 1946. Е. Я. Суриц.