БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Григ ЭдвардОпределение "Григ Эдвард" в Большой Советской Энциклопедии
Композиторская деятельность Г. протекала в период подъёма норвежской литературы и искусства, в обстановке борьбы норвежского народа за свою независимость. Г. был горячим патриотом, певцом родной страны. Подлинно народный художник, он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики, творчески переработал и обобщил коренные черты музыкального фольклора Норвегии, соединив его с самобытно воспринятым опытом европейской классической и романтической музыки. Наиболее ярко композиторское дарование Г. проявилось в камерных инструментальных и вокальных произведениях. В них нашли отражение лирическое настроения, образы северной природы, поэтические картины народной жизни (10 тетрадей «Лирических пьес», 1867—1901, и др.). Много работая в жанре миниатюры, Г. уделял большое внимание и крупным формам. В камерных ансамблях (3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, 2 струнных квартета) и концерте для фортепиано с оркестром (1868), принёсшем композитору мировую славу, Г. дал своеобразную трактовку циклических форм инструментальной музыки, создав яркие по силе лиризма и национального характера сочинения. Оркестровые симфонические сочинения Г. относятся к типу сюиты или программной миниатюры. Лучшие оркестровые произведения Г. связаны с литературной программой, им свойственны поэтичность, меткость музыкальных характеристик, завершённость формы, красочность инструментовки. Мировой известностью пользуются 2 сюиты Г. из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1874—75), в которой композитор дал своё поэтическое прочтение текста, усилив его лирические черты. На основе поэзии Б. Бьёрнсона возникли произведения оперного («Улаф Трюгвасон», 1873, неокончен, концертное исполнение 1889) и сценического (музыка к драме «Сигурд Крестоносец», 1872) плана, раскрывающие образы героического норвежского эпоса. Вокальное творчество Г. также обширно и оригинально — от простой лирической песни («Песня Сольвейг» и др.) до психологически углублённого вокального цикла («Девушка с гор»). Песни и романсы Г. созданы преимущественно на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен, Б. Бьёрнсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, Х. К. Андерсен, Х. Драхман и др.).
Г. — автор произведений для хора, обработок норвежских песен и танцев для фортепиано, а также переложений для фортепиано некоторых своих оркестровых и вокальных сочинений, транскрипций для 2 фортепиано в 4 руки четырёх сонат В. А. Моцарта. Опубликовал ряд статей, посвященных творчеству норвежских и датских композиторов, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди и др.
Лит.: Финдейзен Н., Эдвард Григ. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, СПБ — М., 1908; Асафьев Б. В., Григ, М. — Л., 1948; Кремлёв Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашёва О., Эдвард Григ, М., 1962; Finck Н. Т., Edvard Grieg, Stuttg., 1908; Schjelderup G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Johansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1956.
Статья про "Григ Эдвард" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 463 раз |
TOP 20
|
|||||||||