Грим
Определение "Грим" в Большой Советской Энциклопедии
Грим (франц. grime, буквально - забавный старикан, от староитал. grimo - морщинистый), искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Грим в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля. История Грим восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим Грим пользовались участники средневековых мистерий, моралите (15-16 вв.). Идеализированный, обобщённый Грим был создан театром классицизма. Во 2-й половине 18 в. делались попытки придать Грим большую характерность, индивидуальную выразительность (Грим актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Франция; Д. Гаррика - Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства Грим Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать Грим- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Грим были русские драматические актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.
Важнейшее значение Грим в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство Грим стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства Грим в советском театре внесли гримёры-художники М. Грим Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства Грим занимался художник Р. Д. Раугул.
Искусство Грим в кино имеет свою специфику. Грим приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки, к характеру освещения. Если в черно-белом кино Грим основывался на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер. Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное средство выразительности. Увеличенное изображение на экране («крупный план») в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой работы гримёра-художника.
Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 113-25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л. - М., 1939: Раугул Р. Д., Грим, 2 изд., Л. - М., 1947.
Статья про "Грим" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 384 раз
|