Гробница

Определение "Гробница" в Большой Советской Энциклопедии


Гробница кардинала Марсуппини (Флоренция)
Гробница, архитектурное сооружение, саркофаг, вмещающее тело умершего (в отличие от надгробия, возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название мавзолей. Гробница увековечивают в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем (первоначально главным образом правителе) и прославляют художественными средствами его деятельность. Таковы грандиозные древнеегипетские пирамиды, несущие идеи величия и бессмертия обожествленного фараона, и мастабы для погребения знати, а также микенские купольные Гробница, скальные Гробница Индии, Передней Азии и Этрурии. У многих народов распространены кенотафы. С 4 в. до н.э. тенденция к увековечению отдельной личности проявилась в монументальных архитектурных сооружениях в эллинистическом мире (мавзолей, т. е. гробница Мавсола, царя Карий, в Галикарнасе). Большой художественный интерес представляют разнообразные по формам и размерам Гробница Древнего Рима (например, мавзолеи в г. Риме: Цецилии Метеллы, Еврисака - оба 1 в. до н. э.; императора Августа, 28 н. э.; императора Адриана, 135-140 н. э.). Умелым синтезом архитектурных форм и богатого скульптурного декора отличаются монументальные Гробница Китая и Кореи; яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для купольных Гробница Индии (Тадж-Махал в Агре) и Средней Азии (Гур-Эмир в Самарканде). В Зап. Европе Гробница помещались внутри церквей. Обычный атрибут европ. Гробница - лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для Гробница раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего. В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок; вводятся многочисленные статуи - богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520-34). В Гробница 17 в. противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность чувств (Гробница работы Л. Бернини в соборе св. Петра в Риме). В 18-19 вв. Гробница становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине - Шарлоттенбурге; гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде). Образец архитектуры нашего времени - Мавзолей В. И. Ленина в Москве.
  М. Б. Михайлова.




Скальная гробница (Иордания)

"БСЭ" >> "Г" >> "ГР" >> "ГРО"

Статья про "Гробница" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 347 раз
Бургер двойного помола
Каракатица на гриле

TOP 20