БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республикаОпределение "Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика" в Большой Советской Энциклопедии
Из полезных ископаемых промышленное значение имеют месторождения нефти, горючих газов, каменного угля, серы, мергелей, кварцевых песков. Минеральные источники.
М. М. Эльдаров.
Несмотря на политическую и экономическую раздробленность и постоянные нашествия иноземных захватчиков, в 17—18 вв. развивалась культура народов Д.
К 1940 длина оросительной сети увеличилась по сравнению с 1921 в 5,5 раза. В 1923 за трудовые успехи в строительстве канала им. Октябрьской революции (1921— 23) Дагестанская АССР награждена орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. Произошла культурная революция: ликвидирована неграмотность; успешно преодолеваются бытовавшие здесь ранее родовые и феодальные пережитки; выросли национальные кадры рабочего класса и народной интеллигенции; созданы учебные, научные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, клубы и др. Значительного развития достигли Дагестанская литература и искусство. 12 июня 1937 Чрезвычайный 11-й Вседагестанский съезд Советов утвердил конституцию Дагестанской АССР, отразившую победу социализма в республике.
Важным событием для народов Д. было переселение горцев на равнину. 130 тыс. чел. переселились в благоустроенные посёлки с культурно-просветительскими и медицинскими учреждениями.
В связи с 50-летием со дня образования республики и за успехи, достигнутые в коммунистическом строительстве, 19 января 1971 Дагестанская АССР награждена орденом Октябрьской Революции. В. Г. Гаджиев.
Большое развитие получили садоводство и виноградарство. Площадь плодово-ягодных насаждении и виноградников в 1970—105,8 тыс. га (8,8 тыс. га в 1913).
Табл. 2. — Структура посевных площадей, тыс. га
Валовые сборы составили (1970, тыс. т). всех зерновых 355 (223,6 в 1940), овощей 98 (32,3), плодов 81, винограда 184.
В животноводстве главная роль принадлежит овцеводству (данные о поголовье скота см. в табл. 3). Разводят преимущественно мясо-шёрстных овец. Табл. 3. — Поголовье скота (на начало года), тыс. голов<
Производство животноводческой продукции в 1970: мясо (в убойном весе) 46,9 тыс. т (24,6 тыс. т в 1940), молоко 259,7 тыс. т (100 тыс. т), шерсть 9254 т (2402 т), яйца 104,1 млн. шт. (62,8 млн. шт.). Государственные закупки зерновых культур в 1970 составили 77,1 тыс. т (45,3 тыс. т в 1940), овощей 55,1 тыс. т (19,4 тыс. т), семян подсолнечника 4,7 тыс. т (0,9 тыс. т), плодов 57,7 тыс. т (8,2 тыс. т), винограда 170,3 тыс. т (7,3 тыс. т), скота и птицы 45,2 тыс. т (15,5 тыс. т), молока 91,3 тыс. т (15,7 тыс. т), яиц 32,8 млн. шт. (11,7 млн. шт.), шерсти 10237 т (2839 т). В низменной полосе развито механизиров. земледелие в основном на орошаемых землях, с посевами зерновых, технических, овоще-бахчевых культур, виноградарством и садоводством, молочным скотоводством; в Ногайском, Кизлярском, Тарумовском районах — тонкорунное овцеводство. В пользовании хозяйств этой полосы находится 27% с.-х. угодий, 47% пашни и 55% многолетних насаждений Д. В предгорьях распространено садоводство; в Буйнакском, Казбековском, Новолакском, Сергокалинском районах также овцеводство, скотоводство (15% с.-х. угодий, 22% пашни и 26% многолетних насаждений). В горах — овцеводство, скотоводство мясо-молочного направления и горно-долинное садоводство (58% с.-х. угодий, 31% пашни и 19% многолетних насаждений). Транспорт. Протяжённость железных дорог увеличилась по сравнению с 1913 в 1,7 раза и в 1970 составила 435 км. Важнейшие ж.-д. линии: Гудермес — Махачкала — Баку и Червлённая — Кизляр — Астрахань. Морской порт — Махачкала. Протяжённость автомобильных дорог 8,4 тыс. км (на конец 1970), в том числе с твёрдым покрытием 4,6 тыс. км. По территории Д. на протяжении 270 км проходит автотрасса Москва — Баку. Воздушный транспорт связывает Махачкалу с Москвой, Баку, Ростовом-на-Дону, Симферополем и многими населенными пунктами республики. В Д. действуют нефтепроводы Махачкала — Грозный, Избербаш — Махачкала и газопровод Махачкала — Дербент.
Благосостояние народа на основе роста национального дохода республики неуклонно повышается. Объём розничного товарооборота в 1970 по сравнению с 1940 (в сопоставимых ценах) увеличился в 6,6 раза. В 1970 за счёт государства, колхозов и населения построены жилые дома общей площадью 610 тыс. м2. Возрастают фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, увеличиваются реальные доходы населения. Здравоохранение. На 1 января 1971 функционировали 182 больничных учреждения на 11,6 тыс. коек (7,9 койки на 1 тыс. жителей) против 377 коек в 1913; амбулаторно-поликлиническую помощь оказывали 211 врачебных учреждений. Работали 2,9 тыс. врачей (1 врач на 489 жителей) и около 9 тыс. лиц среднего медицинского персонала против 66 врачей в 1913. В Д. 9 санаториев, домов отдыха и пансионатов, свыше 100 минеральных источников. Популярны курорт Талги и лечебные местности Махачкала, Рычалсу, Гуниб, Буйнакск, Каякент. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. До Октябрьской революции в 191 общеобразовательной школе обучалось всего 13,2 тыс. чел., высших учебных заведений не было. В 1970/71 уч. г. насчитывалось 1636 общеобразовательных школ с 398,9 тыс. учащихся, 27 техникумов с 23,1 тыс. учащихся, 4 вуза (Государственный университет им. В. И. Ленина, институты: с.-х., педагогический, медицинский), в которых занималось 20,4 тыс. студентов. В 1970 в 295 дошкольных учреждениях воспитывалось 30,8 тыс. детей. На 1 января 1971 имелись 842 массовые библиотеки (общий фонд 6,4 млн. экз. книг и журналов), 1066 клубных учреждений. Музеи — изобразительных искусств в г. Махачкала, дома-музеи С. Стальского в с. Ашага-Стал, У. Буйнакского в с. Уллубийаул, П. И. Багратиона в г. Кизляр, историко-революционный музей в Буйнакске, краеведческие музеи в Махачкале (республиканский), Дербенте и с. Ахты; 7 театров, 898 стационарных киноустановок. Внешкольные учреждения — 23 дома пионеров, 6 станций юных техников, 6 станций юных натуралистов, 12 детских спортивных школ, экскурсионно-туристическая база.
Научные учреждения. В республике в 1970 было более 20 научных учреждений, включая вузы. Научный центр республики — Дагестанский филиал Академии наук СССР. Наряду с академическими научными учреждениями в Дагестанской АССР имеются научно-исследовательские институты: сельского хозяйства, пищевой промышленности, ветеринарный, Дагестанское отделение Научно-исследовательского института рыбного хозяйства, а также научно-исследовательский отдел энергетики. Печать, радиовещание, телевидение. В 1970 было выпущено 286 книг и брошюр общим тиражом 999 тыс. экз.; выходило 22 журнальных периодических издания разовым тиражом 181 тыс. экз. (годовой тираж 1457 тыс. экз.), 47 названий газет разовым тиражом 305 тыс. экз. (годовой тираж 63 781 тыс. экз.). Республиканские газеты выходят на языках народов Д.: «Коммунист» (с 1928) — на лезгинском языке, «Баараб байрах» («Красное знамя», с 1918) — на аварском языке, «Ленин ёлу» («Ленинский путь», с 1918) — на кумыкском языке, «Ленина байрах» («Ленинское знамя», с 1921) — на даргинском языке, «Дагестанская правда» (с 1918) и «Комсомолец Дагестана» (с 1921) — на русском языке Издаются общественно-политические и литературно-художественные журналы и альманахи: «Дружба» (с 1952) — на аварском, даргинском, лакском, кумыкском и лезгинском языках, «Литературный альманах» (с 1953) — на табасаранском языке, «Советская Родина» (с 1960) — на татском языке, «Женщина Дагестана» (с 1957) — на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском и табасаранском (с 1962) языках, «Советский Дагестан» (с 1965), «Блокнот агитатора» (с 1945) — на русском языке. Республиканское радиовещание и телевидение ведут передачи на лезгинском, аварском, даргинском, кумыкском, лакском и русском языках по 2 радио- и 1 телепрограммам, а также ретранслируют передачи из Москвы. Телецентр — в Махачкале. Литература. Дагестанская литература — многоязычная литература народов Дагестанской АССР.Развивается на аварском, кумыкском, даргинском, лакском, лезгинском, табасаранском, татском, ногайском, а также русском языках. Богато народно-поэтическое творчество дагестанцев — эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки. Лакская песня «Парту Патима» повествует о борьбе против монголо-татарских захватчиков в 13—14 вв.; дагестанские песни «О разгроме Надиршаха» показывают сплочённость горцев в борьбе против иран. завоевателей. Аварская «Песня о Хочбаре», кумыкские «Песня об Айгази», «Картгочак» выражают сопротивление народа феодальному гнёту. В цикле героических песен отражён длительный период кавказских войн вплоть до середины 19 в. В сказках, героическом эпосе, в исторических песнях встречаются мотивы песен и сказок народов Северного Кавказа, Азербайджана, Грузии, Армении, Средней Азии, а также Ближнего Востока. Первые публикации фольклорных и литературно-художественных произведений на русском и дагестанских языках относятся к 19 в. В 1883 в Петербурге был издан «Сборник ногайских и кумыкских народных песен», составленный поэтом М.-Э. Османовым (1840—1904). Образцы фольклора народов Д. приводились в трудах русских учёных П. К. Услара, А. А. Шифнера, Н. Дубровина, Н. Семенова и др. В общекавказских изданиях публиковались фольклорные произведения, собранные дагестанскими деятелями культуры: аварцем А. Чиркеевским, лакцем А. Омаровым, даргинцем Б. Далгатом, лезгином Казанфаровым, кумыком Шихалиевым и др. Истоки дагестанской литературы идут к раннесредневековой литературе христианской Кавказской Албании (5—8 вв.), а также к традициям литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Средневековая дагестанская литература представлена агиографическими памятниками («История Абу-Муслима»), хрониками («Дербенд-наме», «История Дербента и Ширвана»). Создавались они с 10—11 вв. на арабском, фарси, тюркском яз. В Д. проникали религиозно-философские, морально-этические, научные и художественные произведения мусульманских авторов. Дагестанские учёные и их труды получили признание в крупнейших центрах Халифата. В 17—18 вв. интенсивно развиваются демократические элементы местных национальных культур. Появляется социальная сатира (Сайд Кочхюрский). Мотивы реальной жизни, мотивы земной любви (Кор Раджаб, Лезги Ахмед, Ялджух Эмин, Аманхор и др.) постепенно уводят искусство ашугов, т. н. устную литературу, от средневековых поэтических канонов к путям реализма. В письменной литературе начинается период «двуязычных» авторов, пишущих на арабском и родных языках (Хаджи-Мухаммед ибн Муса ал-Кудутли, Хаджи-Давуд ал-Усиши, Мухаммед ибн Али ал-Убри, Дибир-Кади ал-Хунзахи). Большое значение имело создание на основе араб. графики письменности «аджам» (18 в.). В 19 в. возникает антипатриархальная, антифеодальная литература. Идеи веротерпимости, социального равенства всё больше овладевают литературой Д. Демократизация содержания рождает и сатирические приёмы, близкие «устной литературе» и фольклору (Гасан Алкадари, Хаджи-Мухаммедас-Сугратли, Хаджи-Абдурахман ал-Ахты). В середине 19 в. национальные литературы Д. представляют выдающиеся поэты: кумык Ирчи Казак (около 1830 — около 1879), лезгин Етим Эмин (1838—84), даргинцы Омарла Батырай (около 1820—1902) и Мунги Ахмед (1843—1915), аварцы Эльдарилав из Ругуджи (1857—82) и Тажутдин из Батлаича (1867—1909). Борьба против социальной несправедливости, насилия и произвола, боль и сострадание к угнетаемым становятся содержанием демократической литературы Д. Развивается любовная лирика. В творчестве зачинателей национальных литератур и их последователей — даргинец Сукур Курбан (1842—1922), лакец Маллей (60-е гг. 19 в. — начало 20 в.), аварец Махмуд (1870—1919), поэтессы Анхил-Марин и Патимат из Кумуха (2-я половина 19 в. — начало 20 в.) и др. — религиозному миропониманию противопоставлен гуманистический взгляд на человека как на существо, рожденное для счастья. Традиционные жанры панегириков и назиданий сменяет лирика реальных чувств. Лезгин Г. Алкадари, кумык М.-Э. Османов, лакцы Г. Гузунов (1854—1940) и Ю. Муркелинский (1860—1918) пропагандируют необходимость широкого просвещения народа, изменения жизни общества. В начале 20 в. кумыки М. Алибеков (1859—1919) и Н. Батырмурзаев (1869—1919) усилили концепцию просветителей утверждением необходимости женского образования.
После Революции 1905—07 становится ясной утопичность просветительского гуманизма. Резко обнажаются социальные противоречия, произвол и разложение местных властей, темнота и невежество народных масс. Дагестанская литература постепенно приходит к пониманию действительных задач времени. Сатира Сулеймана Стальского (1869—1937) и Гамзата Цадасы (1877—1951) была направлена против самих устоев старого мира. Поэты-революционеры С. Габиев (1882—1963), Г. Саидов (1891— 1919), З. Батырмурзаев (1897—1919), Р. Нуров (1889—1942) звали к борьбе за счастье народа. С. Габиев издавал в 1912—13 в Петербурге газеты «Заря Дагестана», «Мусульманская газета» на русском языке. В 1917—18 кумыкские писатели З. Батырмурзаев, Н. Батырмурзаев, Т. Бейбулатов (1879—1938) и др. издавали в Темир-Хан-Шуре журнал «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»). В этих изданиях печатались публицистика, художественная литература, переводы с др. языков. В начале 20 в. в литературе изображается жизнь и труд рабочих-отходников: А. Иминагаев (1892—1944), Гаджи Ахтынский (1860—1918), Магомед из Тлоха (конец 60-х гг.19в. — 1941) и др. Возникают проза и драматургия (повести Н. Батырмурзаева на кумыкском языке, повесть С. Габиева «В народ», 1913, на русском языке, и др.). Первое произведение дагестанской драматургии — драма Г. Саидова на лакском языке — «Лудильщики» (1914). В 1916—17 были созданы З. Батырмурзаевым пьесы на кумыкском языке «Наперекор муллам», «В медресе пришёл мулла». В формировании дагестанской литературы на новом этапе значительную роль сыграли передовая русская литература, влияние М. Горького. Бурно развивается героико-романтическая лирика, зовущая народ к новой жизни, к борьбе, бичующая врагов сатира (стихи Сулеймана Стальского, Р. Нурова, Гамзата Цадасы, А.-К. Закуева, А.-П. Салаватова, Б. Астемирова, М. Чаринова, И. Курбаналиева, Т. Бейбулатова и др.). В 20-е гг. начинается интенсивное развитие и обогащение дагестанской литературы. Широкую известность сначала в Д., а позднее по всему СССР получили стихи лезгинского поэта Сулеймана Стальского, аварского поэта Гамзата Цадасы. Из аварских поэтов выдвинулся З. Гаджиев (р. 1898); из даргинских поэтов — Р. Нуров, А. Иминагаев, С. Абдуллаев (1903—52): из кумыкских — А.-П. Салаватов (1901—42), Абдулла Магомедов (1869—1937), Б. Астемиров (1898—1967), Т. Бейбулатов; из лакских поэтов — И. Курбаналиев (р. 1891), М. Чаринов (1893—1937); из лезгинских — Алибек Фатахов (1910—35). После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) отдельные литературные группы Д. вошли в Союз писателей. Налаживалось систематическое издание произведений дагестанских писателей, переводы с национальных языков на русский язык и с русского на национальные языки. В печати появились первые произведения на табасаранском, татском и ногайском языках. Если в 20-е гг. советская действительность и образ нового человека находили отражение главным образом в жанрах лирики, то в начале 30-х гг. появились поэмы лезгина А. Фатахова — «Ударник Гасан» (1931), кумыка А. Аткая (А. А. Аджаматов, р. 1910) — «Огонь по частной собственности» (1934) и др. Поэмы свидетельствовали об успехах социалистического реализма в дагестанской поэзии. Дальнейшее развитие получила сатира (произведения С. Стальского, Г. Цадасы, А. Иминагаева, З. Гаджиева, кумыкского поэта Н. Ханмурзаева). С особой силой звучат в этот период темы Советской родины, Коммунистической партии, дружбы народов, успешно строящих социализм. Тема раскрепощенной женщины-горянки нашла глубокое воплощение в стихах С. Стальского, З. Гаджиева, Г. Цадасы, А. Омаршаева, А. Магомедова и др. Поэзия обогащается интернациональной тематикой: А. Фатахов (поэма «Война»), А.-В. Сулейманов (поэма «Абиссиния»,1933, и др.). В 1933 вышел роман «Герои в шубах» аварского писателя Р. Динмагомаева (1905—44). В сокровищницу дагестанской литературы вошли книги лакского писателя Эфенди Капиева (1909—1944) «Резьба по камню» (1940), «Поэт» (кн. 1—2, изд. 1944). Плодотворно развивалась дагестанская драматургия. Большое общественное значение имели пьесы: «Красные партизаны» (1932) А.-П. Салаватова; «Хаскиль и Шамиль» (1932) З. Гаджиева; «Разоблаченный шейх» (1933) Р. Нурова; «Сундук бедствий» (1937) Г. Цадасы, «Чабан Арслан» (1934) А. Курбанова. Успешно выступили кумык Г. Рустамов, тат Ю. Семенов и др. В 1938 письменность была переведена с латинского алфавита на русскую графику. В годы Великой Отечественной войны стремление постичь характер современника, показать его высокие моральные качества, советский патриотизм привело к углублению психологизма в дагестанской литературе, подготовило новые успехи в поэзии, прозе и драматургии. Широкую известность получила поэзия Т. Хурюгского, Казияу Али, А. Гафурова, Анвара Аджиева (р. 1914), А.-В. Сулейманова, Ю. Хаппалаева (р. 1916) и др. Появляются первые произведения Расула Гамзатова (р. 1923). В прозе выделяются «фронтовые очерки» (1944) Э. Капиева, очерки С. Абдуллаева, рассказы Р. Динмагомаева. Пьесы «Базалай», «Встреча в бою», «Айдемир и Умайганат» Г. Цадасы, «Стальной капкан» А. Аткая, «Андаляльцы» М. Хуршилова и др. ставились на сценах советских театров. Новыми стимулами для развития дагестанской литературы послевоенных лет явились решения партийных съездов по вопросам литературы и искусства, положения Программы КПСС, требование повышения коммунистической идейности литературы, её боевой направленности. Современная дагестанская поэзия характеризуется масштабностью, многообразием художественнных форм, стилей, жанров. Выдающихся успехов достиг Расул Гамзатов, народный поэт Д. Его поэмы «Год моего рождения» (1950), «Разговор с отцом» (1952), «В горах моё сердце» (1958), «Горянка» (1958), сборники стихов «Высокие звёзды» (1962), «Письмена» (1963), «Чётки лет» (1969) принесли дагестанской литературе всесоюзное и мировое признание. Вышли сборники народных поэтов Д.: А. Гафурова, З. Гаджиева, А. Аджиева, Ю. Хаппалаева, поэтов старшего поколения — А. Аткая, А.-В. Сулейманова, Д. Атнилова и др. Широко известны стали произведения поэтов, вступивших в литературу после войны: даргинского поэта Р. Рашидова (р. 1928), лакских поэтов Б. Рамазанова (р. 1927) и Мирзы Магомедова (1922—70), аварских поэтесс М. Гаирбековой (р. 1927), Фазу Алиевой (р. 1932),лезгина А. Саидова (р. 1932) и др. В литературу вступают новые силы: С. Рабаданов (р. 1932), Г. Багандов (р. 1939), С. Изгияев (р. 1929), М. Атабаев (р. 1938), М.-З. Аминов (р. 1938) и др. Значительное развитие получили жанры художественной прозы. Всесоюзную известность приобрели повести А. Абу-Бакара (р.1931) «Даргинские девушки» (на русском языке 1962), «Снежные люди» (1966), «Ожерелье для моей Серминаз» (1967); книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан» (ч. 1—2,1968—71).Вышли в свет повести А. Аткая, М. Сулиманова (р. 1919), Мусы Магомедова (р. 1926), З. Зульфукарова (р. 1927),Х. Авшалумова (р. 1913), К. Меджидова (р. 1911), Ф. Алиевой и др. Вслед за романом М. Хуршилова «Сулак свидетель»(1943) были опубликованы «Махач»(1960) И. Керимова; «Месть» (1960), «Суровые скалы» (1966), «Корни держат дерево» (1964) Мусы Магомедова; «Огни»(1965) М. Сулиманова; «Разрыв» (1960) Ил. Керимова; «Комок земли ветер не унесёт» (1967) Ф. Алиевой; «Гроздья винограда» (1962) М. Бахшиева (р. 1910) и др.
В драматургии развиваются жанры героической и бытовой драмы, лирической и сатирической комедии, водевиля. Характерны пьесы М. Хуршилова («Суровые дни», 1949); Ш. Абдуллаева («Месть», 1947); М. Алиева («Семья Рамазановых», 1948); М. Гаирбековой («Встреча», 1950; «Белый платок», 1962); А. Аткая («Невесты», 1953); А. Курбанова («Горы в огне», 1959; «Свадьба Кайтмаса», 1961); Р. Гамзатова («Горянка»,1960); А. Курбанова и М. Яхьяева («Дороги жизни», 1960); Т. Хурюгского («Ашуг Сайд», 1961); А.-В. Сулейманова («Айбике», 1956; «Алекай и Телькай»,1962); Г. Рустамова («Под деревом»,1960; «Райхан» 1962) и др. Появилась кинодраматургия: А. Абу-Бакар — «Тучи покидают небо» (1959), «Адам и Хева»(1969). Значительны достижения детской литературы (произведения Р. Рашидова, А. Аджиева, М. Яхьяева, А. Гусейнаева, Н. Юсупова и др.). Развиваются литературоведение, литературная критика.
Архитектура и изобразительное искусство. К 6 в. восходят каменные стены и крепости грандиозной (свыше 40 км длиной ) дербентской оборонительной системы, перегораживавшей прикаспийский проход — основной караванный путь из юго-восточной Европы в Переднюю Азию. Связи со странами Востока оказали влияние на архитектуру Дербента, в которой прослеживаются чёткие стилевые периоды: оборонительное строительство 6 в. связано с сасанидским Ираном; в 8—9 вв. сильно влияние арабской архитектуры (см. Арабская культура ; Джума-мечеть в Дербенте); в 14—15 вв. — архитектуры Ширвана. В горных районах Д. сохранилось много оборонительных построек из грубо обработанного камня — круглые и квадратные башни различного назначения, суровые крепости. На протяжении веков в Д. развито главным образом народное зодчество, причём у каждого из многочисленных народов (или группы народов) оно имеет свои особенности. Вместе с тем сильны и общие черты, обусловленные общностью исторической судьбы, взаимовлияниями. Поселения-аулы обычно размещены на труднодоступных участках. В горных аулах террасообразная композиция плотной застройки напоминает единое ступенчатое сооружение. Сохранились жилые дома 18—19 вв. (в горных и предгорных районах — из камня, в южной части Приморской низменности — саманные), прямоугольные в плане, с плоской крышей. В старых домах главное внимание уделялось оформлению интерьера (лепные и каменные украшения камина, фигурные дерев. столбы и т. д.); в 19—20 вв. большую роль играет декор фасада (арочные порталы, фигурные каменные и деревянные детали, резные обрамления окон и дверей). Мечети в аулах — обычно прямоугольные в плане каменные сооружения с плоской крышей, опирающейся на резные деревянные столбы в интерьере; перед главным фасадом — галерея; минареты — круглые или квадратные. Распространены купольные мавзолеи (каменные, обычно квадратные в плане), мосты (деревянные и каменные арочные), архитектурное оформление родников. В 19 веке проникает влияние русской архитектуры: создаются здания в стиле ампир (гауптвахта в Дербенте), крепости (в с. Ахты, крепость Бурная), строится г. Петровск-Порт (ныне Махачкала). В сов. время с развитием промышленности возникают новые города (Каспийск, Избербаш) и рабочие посёлки, меняется облик районных центров и горных аулов, ведётся широкое строительство современных жилых и общественных зданий. В Махачкале выстроены Дом правительства (архитектор А.М. Алхазов), гостиница «Дагестан» (архитектор Г. Гримм), драматический театр (архитектор Г. Я. Мовчан и др.), жилые дома, школы и многое др. Наиболее ранние памятники изобразительного и декоративного искусства на территории Д.: энеолитическая керамика — расписная и чернолощёная с рельефным и углублённым орнаментом; восходящие к эпохе бронзы многочисленные наскальные, преимущественно гравированные, изображения (встречаются вплоть до 20 в.); бронзовые литые статуэтки людей и животных. Многообразие культурных связей сказалось на богатом средневековом искусстве Д. К 6—10 вв. относятся обобщённые каменные фигуры барсов и львов из Дербентской крепости, ажурные бронзовые пряжки из могильника Бежта, ювелирные украшения. С 11-12 вв. в ауле Кубани создавались многочисленные каменные рельефы и бронзовые котлы с близкими сасанидским изображениями животных, людей, сцен охоты и др. С усилением исламизации в искусстве Д. начинает преобладать геометрический и растительный орнамент, часто включающий надписи. В средние века многие горные аулы превращаются в узкоспециализированные кустарные центры. Так, Кубачи широко известны ювелирными изделиями и оружием, богато украшенными чернью, гравировкой, насечкой. Славятся также аулы: Гоцатль — медными чеканными изделиями; Балхар — неглазурованной керамикой с росписью белым ангобом; Унцукуль — деревянными изделиями с серебряной насечкой и инкрустацией костью, перламутром. Во многих районах издавна ткут ворсовые и безворсовые ковры, плетут циновки, вяжут узорные носки. Каждый район имеет свои излюбленные рисунки, асцветку, композицию. В советское время традиционые виды декоративно-прикладного искусства Д. сохраняются. Повсеместно развито ковроделие (создан ряд фабрик, в Дербенте с 1931 существует школа ковроделия). Успешно работают мастера народного искусства А. М. Абдурахманов, И.А. Абдулаев, Р. А. Алиханов, Б. Г. Гимбатов, Г. М. Кишев, Г. М. Магомедов, Г. М. Чабкаев. Получило развитие изобразительное искусство, начало которому положили живописцы М. А. Джемал, Ю. А. Моллаев, М. Юнусилау, Д. А. Капаницын, скульптор Х. Н. Аскар-Сарыджа (живущий в Москве). В 1950—60-х гг. работают живописцы-станковисты А. И. Августович, В. В. Горчаков, Х. М. Курбанов, живописец-монументалист И. Д. Большаков, графики С. М. Салаватов, Г. П. Конопацкая, В. Н. Горьков, К. А. Мурзабеков, А. Н. Шарыпов, братья Сунгуровы, скульпторы А. И. Газалиев, А. М. Ягудаев. В 1959 в Махачкале открыто Художественно-промышленное училище им. М. Джемала. В 1938 создано Дагестанское отделение Союза архитекторов СССР: в 1939 — Союз художников Дагестанской АССР. Музыка. Многонациональный характер Дагестанской культуры определил богатство и многообразие идей, тем, жанров народной музыки, разнообразие инструментария, ансамблевых составов, танцевальных форм и т. д. При яркой самобытности музыкального искусства каждой национальности Д., Дагестанской народной музыке в целом присуще единство, обусловленное общностью исторических судеб, сходством условий жизни горцев и т. п. Так, в музыкально-поэтическом творчестве дагестанских народностей ярко выделяется героический эпос. В песенном фольклоре повсеместно бытуют обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно-лирические и др. жанры. Преобладающая форма вокального исполнительства — сольное пение с инструментальным сопровождением, наиболее типичный вид ансамбля — трио с участием какого-либо ударного инструмента и т. д. Народные мелодии построены на основе натуральных ладов без подчёркнутых вводнотоновых окончаний, форма песен, как правило, двухчастная. Типично строение песенной мелодии с широким начальным скачком и длительным по-ступенным нисхождением, нередко секвентного характера. Наиболее частой формой метрической организации является переменный метр с чередованием равно-длительных размеров 6/8 и 3/4. Самые употребительные национальные инструменты: духовые — зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые — агач-кумуз, тамур (в Юж. Д. — также тара и саз), смычковые — кеманча и чагана; однорядная (азиатская) гармоника; ударные — тэп, гавал (в Южном Д. — диплипито). В современном Д. широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка, гитара (последняя — у кумыков). Типичные ансамбли: 2 зурны и гавал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармоника и гавал и др. Помимо танцев, существуют различные инструментальные пьесы (наигрыши, марши), нередко программного содержания (обычно сольные). Танцевальная музыка отличается мелодической яркостью, остротой ритмики. Кроме большого числа разновидностей лезгинки, распространены быстрые пляски в двухдольном метре, танцы различных дагестанских народностей и танцы местного происхождения («Ахтынский танец», «Дербент» и др.), медленные плавные танцы и многие др. До Великой Октябрьской социалистической революции своеобразной формой народного музыкального профессионализма было искусство народных певцов-музыкантов (у лезгин — ашуг, у лакцев — ашук, у даргинцев — далайлауста, у кумыков — йырчи, у аварцев — кочохан, шаэр и др.). В 1920, после установления Советской власти в Д., ревкомы городов Темир-Хан-Шуры, Петровск-Порта и Дербента попытались организовать начальное музыкальное образование; в 1926 было основано музыкальное училище. Большую роль в музыкальном просвещении сыграла первая дагестанская радиостанция (1927). В 20-е гг. организованы первые музыкальные фольклорные экспедиции, опубликованы сборники народных песен (Т. Бейбулатов, 1926), танцевальных мотивов (Г. Гасанов и М. Джемалов, 1927), обработок дагестанских мелодий для фортепиано (Е. Юдина, 1927). Важное значение в развитии музыкальной культуры Д. имела деятельность заслуженных деятелей искусств Дагестанская АССР Т. А. Мурадова, П. Ф. Проскурина, Х. М. Ханукаева, А. Г. Абрамянца, первой дагестанской женщины-композитора Д. М. Далгат. Основоположником профессионального композиторского творчества в Дагестане стал заслуженный деятель искусств РСФСР Г. А. Гасанов (опера «Хочбар», 1937; 2 концерта для фортепиано с оркестром — 1948 и 1958, камерные произведения). Среди произведений дагестанских композиторов: симфонические сюиты, кантаты «Сказ о свободе» (1958), «День труда» (1958), вокальные циклы и песни заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР С. А. Агабабова; песни заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР А. Цурмилова; опера «Айгази» (1952), хоры, квартеты заслуженного деятеля искусств РСФСР Н. С. Дагирова; песни, романсы, оркестровые миниатюры народного артиста Дагестанской АССР С. А. Керимова; балет «Горянка» (пост. 1968, Ленинградский театр оперы и балета), симфоническая картина «Дагестан» (1960), вокальные циклы и концерт для джаза заслуженного деятеля искусств РСФСР М. М. Кажлаева; опера «Горцы» (пост. 1970, Ленинградский Малый театр оперы и балета), первая дагестанская симфония (1966), вокальный цикл «Надписи» (1965) на слова Р. Гамзатова, «Лакские песни» (1967) и соната для виолончели и фортепиано (1967) заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР Ш. Р. Чапаева. Среди дагестанских исполнителей — певицы народные артистки
Дагестанской АССР П. Нуцалова, А. Ибрагимова, народная артистка РСФСР Р. Гаджиева, заслуженныея артистки РСФСР И. Баталбекова, Б. Ибрагимова, М. Гасанова; музыканты-инструменталисты заслуженный артист РСФСР У. Абубакаров, заслуженный артист Дагестанской АССР К. Магомедов и многие др. В республике имеется симфонический оркестр, оркестр дагестанских народных инструментов (основан 1937), Ансамбль песни и танца народов Д. (основан 1935), филармония, музыкальное училище (Махачкала) и 12 музыкальных школ, Дагестанское отделение Союза композиторов РСФСР (основано 1954). Драматический театр. Театральное искусство и драматургия Д. складываются из творчества многих народностей — кумыков, аварцев, лезгин, даргинцев, лакцев и др. Истоки театральной культуры этих народностей — в народных играх и обрядах. Широкой популярностью пользовалось искусство «пехлеванов» — акробатов, канатоходцев, жонглёров, народных комиков («домбаи»). Любительские драматические кружки возникли у лезгин в 1914, у лакцев — в 1915, у кумыков — в 1916. Значительным явлением в развитии лакского театра была драма «Лудильщики» Г. Саидова (первая пост. 1915). В 1918—20 драматические кружки ряда селений ставили пьесы кумыкского драматурга З. Батырмурзаева. После установления Советской власти в Д. (1920) начали работать многочисленные кружки художественной самодеятельности; ставились пьесы Т. Мурадова, М. Чаринова, М. Пашаева, Г. Цадасы и др. В 1930 в Махачкале был открыт Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова, в 1935 — в Кумухе Лакский драматический театр им. Э. Капиева, в Дербенте — Лезгинский драматический театр им. С. Стальского, в Буйнакске — Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы. Для становления драматургии и театрального искусства Д. большое значение имели пьесы «Красные партизаны» (1934) и «Айгази» (1940) А.-П. Салаватова, «Горцы» Р. Фатуева (1939), «Партизан Магомед» (1935) и «Аздар» (1939) М. Алиева, «Ансар» А. Аджаматова (1941), «Разгром Надиршаха» (1944) и «Минувшие дни» (1947) М. Хуршилова и др. В этих пьесах отражены героическое прошлое горцев, их борьба с чужеземными захватчиками, события 1920, приведшие к установлению Советской власти в Д., Гражданская война. Пьесы «Стальной капкан» А. Аджаматова (1941), «Дорога к счастью» (1948) и «Семья Рамазановых» (1950) М. Алиева посвящены Великой Отечественой войне. О современной жизни Д. рассказывают пьесы: «Друзья» (1947) и «Подарок Салимат» (1948) Г. Рустамова, «Любовь Асият» (1946) и «Свадьба Кайтмаса» (1955) А. Курбанова, «Широкий путь» Ш. Абдуллаева (1954), «Битва жизни» М. Абдулхаликова и Н. Молчанова (1962) и др. Поэтическая устремлённость свойственна трагедии «Горянка» Р. Гамзатова (1960). Героическое начало характерно для драм «Ашуг Саид» Т. Хурюгского и К. Меджидова (1960), «Солтан Саид» Б. Атаева (1968) и др. Значительными событиями в театральной жизни Д, были спектакли: «Сулейман Стальский» (1966) и «Казимагомед» (1968) Б. Айдаева и З. Эфендиева, «Судьба» У. Мантаева (1968), «Крепость в горах» М. Сулиманова (1968). Кроме национальных театров, в республике работают: Русский драматический театр им. Горького (основан в 1924), Театр кукол (основан в 1943) в Махачкале. Среди деятелей театрального искусства Д. (1971): народная артистка СССР Б. М. Мурадова, народные артисты РСФСР А. С. Курумов, М. А. Кухмазов, Х. Г. Магомедова, З. Н. Набиева, народный артист Дагестанской АССР и заслуженный деятель искусств РСФСР Г. А. Рустамов, народные артисты Дагестанской АССР и заслуженные артисты РСФСР А. С. Копёнкин, М. Р. Рашидханов, народные артисты Дагестанской АССР Ш. Абдуллаев, М. Абдулхаликов, С. А. Агабалаев, И. Балугов, С. Велиханов, Т. А. Гаджиев, С. Д. Джетере, М. Джум-Джум, М. Ибрагимов, Б. М. Инусилов, А. А. Курбанов, А. Курбанова, Ш. К. Кухмазова, Е. Д. Легомениди, А. Магаев, Г. Ф. Мартини, С. Т. Мурадова, К. Ф. Рамазанов, Т. С. Романова, Д. О. Санднуров, У. С. Сафаралиева, С.С. Токарь, П.Х. Хизроева, К. И. Якушев. В 50-е гг. театры Д. пополнились аварскими и лезгинскими актёрами, выпускниками Дагестанской студии ГИТИСа им. Луначарского, Кумыкской студии Театрального училища им. Щукина в Москве. В 1961 выпускники Даргинской студии театрального института в Ереване влились в Даргинский театр им. О. Батырая (г. Избербаш).
Лит.: История Дагестана, т. 1—4, М., 1967—69: Дагестанская АССР, Махачкала, 1958; Кичев М. И., Очерки истории комсомола Дагестана. 1920—1932, Махачкала, 1970: Даниялов Г. Д., Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX — начале XX вв., Махачкала, 1970; Гиммельрейх В. А., География Дагестанской АССР, 2 изд., Махачкала, 1967: Даниялов Г. Д., Развитие экономики и культуры Дагестана, М., 1966; Дагестан за 50 лет. Статистический сб., Махачкала, 1967; Маслов Е. П., Производительные силы Северного Кавказа, М., 1966; Российская федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ, М., 1968 (Серия «Советский Союз»); Услар П. К., О распространении грамотности между горцами. Сборник сведений о кавказских горцах, в. 3, Тифлис, 1870; Султанов К. Д., Поэты Дагестана. Критико-биографич. очерки, Махачкала, 1959; Очерки дагестанской советской литературы, Махачкала, 1957; Магомедов Б., Очерки аварской дореволюционной литературы, Махачкала, 1961; Мусаханова Г. Б., Очерки кумыкской дореволюционной литературы, Махачкала, 1959; Кассиев Э. Ю., Очерки лакской дореволюционной литературы, Махачкала, 1959; Поэзия народов Дагестана. Антология, т. 1—2, М., 1960; Дагестанские повести и рассказы, М., 1960; Дагестанские лирики. Предисл. и общ. ред. Н. Тихонова, М., 1961; Амаев М. и Грач А., Писатели Советского Дагестана. Справочник, Махачкала, 1969; Абакарова Ф. О., Очерки даргинской дореволюционной литературы, Махачкала, 1963; её же, Очерки даргинской советской литературы, Махачкала, 1969; История дагестанской советской литературы, т. 1, М., 1967; Гусейнаев А., Кассиев Э., Очерки лакской советской литературы, Махачкала, 1964; Юсуфов Р., Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в,, М., 1964: Зульфукарова М., Дагестанская советская драматургия, М., 1965; Песни народов Дагестана, [Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Н. В. Капиевой], Л., 1970; Бакланов Н. Б., Архитектурные памятники Дагестана, Л,, 1935; Мовчан Г. Я., Из архитектурного наследия аварского народа, «СЭ», 1947, № 4; Любимова Г. Н., Хан-Магомедов С. О., Народная архитектура Южного Дагестана, М., 1956; Хан-Магомедов С. О., Лезгинское народное зодчество, М., 1969; Башкиров А. С., Искусство Дагестана. Резные камни, М., 1931; Кильчевская Э. В., Иванов А. С., Художественные промыслы Дагестана, М., 1959; Художники Дагестана. [Альбом], Л., 1960; Дебиров П. М., Резьба по камню в Дагестане, М., 1966; Яковлева Л., Искусство горного края, «Художник», 1969, № 6; Дагестанские народные песни, под ред. Г. Гасанова, М., 1959; Гасанов Г. и Джемалов М., Мотивы дагестанского танца, Махачкала, 1927; Гасанов Г. А., Кумыкские йыры и са-рыны, М., 1956; Плоткин М. И., Ханукаев Х. М., Дагестанская народная музыка, Махачкала, 1948; Деятели музыкального искусства Дагестана, Махачкала, 1960; Керимов С., Народное музыкальное творчество лезгин, Махачкала, 1961; его же, Дагестанская АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. [Сб. ст.], М., 1957: Якубов М., Творчество композиторов Дагестана, Махачкала, 1961.
Статья про "Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1159 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||