Движение (философ.)

Определение "Движение (философ.)" в Большой Советской Энциклопедии


Движение, способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде Движение (философ.) — «...это изменение вообще» (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 563), всякое взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Движение (философ.) возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном Движение (философ.) и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» («Физика», Ш 1, 200 в.; рус. пер., М., 1936). Понимание Движение (философ.) как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само Движение (философ.) понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Движение (философ.), были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о Движение (философ.) как о только механическом перемещении и формулирует общие законы Движение (философ.) — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.


Новый и высший этап в понимании Движение (философ.) в качестве способа бытия материи наступает в связи с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма, дальнейшее развитие это учение о Движение (философ.) получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектичесий материализм по-новому обосновал связь материи с Движение (философ.) и утвердил принцип несотворимости и неразрушимости движущейся материи: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 20, с. 59). Принципы связи материи и Движение (философ.) и неуничтожимости и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих открытий естествознания 19 — 20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи и Движение (философ.) Он подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» Движение (философ.), не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий носитель всех состояний Движение (философ.) и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 286). Наряду с материальностью, основными характеристиками Движение (философ.) диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Движение (философ.) материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Движение (философ.) Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Движение (философ.) заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, Движение (философ.) и покоя. В самом деле, понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в определённом состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также определенное состояние, которое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе, Движение (философ.) материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Классификация основных форм Движение (философ.) связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер. Движение (философ.) может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое Движение (философ.) называется развитием. Движение (философ.) может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным, Движение (философ.) происходит в пространстве и времени, которые, как установила теория относительности, суть лишь относительные «стороны» единой формы существования материи — пространства-времени (см. Относительности теория),



Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29 (см. Предметный указатель); Гегель Г. В. Ф., философия природы, Соч., т. 2, М. — .Л., 1934; Свидерский В. И., Противоречивость движения и ее проявления, Л., 1959; его же, Некоторые вопросы диалектики изменения и развития, М.,1965; Мелюхин С. Т.. Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; 1720 Овчинников Н.Ф., Принципы сохранения, М. ,1966; Структура и формы материи. [Сб. ст.], М., 1967.
  В. И. Свидерский.



"БСЭ" >> "Д" >> "ДВ" >> "ДВИ"

Статья про "Движение (философ.)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 665 раз
Пицца в сковороде
Стейк на сливочном масле

TOP 20