БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Дворец

Значение слова "Дворец" в Большой Советской Энциклопедии


Дворец (от «княжий двор» — жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее — представителей высших слоев общества (см. также
Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20—15 вв. до н. э. Разрез (по х—у) и план: а — двор; б — жилая часть; в — главная лестница; г — «восточный бастион»; д — склады керамики; е — юго-западный портик; ж — западная пристройка; з — пропилеи; и — западные склады; к — арсенал; л — театр; м — северный зал; о — «старая крепость»; п — тронный зал; р — ступенчатый портик; с — святилище.
href="article043051.html" title="Замок">Замок, Палаццо);, в 13—15 вв. Дворец стали называть также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 в. — особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Дворец обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами.

  В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство Дворец было во многом связано с задачами представительности и государственной идеологии и сыграло существенную роль в развитии архитектуры. Во Дворец египетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжественных приёмов и церемоний, Дворец крито-микенской эпохи (кносский Дворец на о. Крит, 20—15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложную композицию внутренних пространств. В персидских Дворец (в Персеполе, 6—4 вв. до н. э.) сохранились рунны торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

  Новая важная фаза в развитии архитектуры Дворец с заранее продуманной композицией начинается с постройки Дворец римского императора Августа (14 г. н. э.); за ним последовали Дворец других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме [отсюда лат. название Дворец — palatium, легшее в основу соответствующих терминов в языках романской группы — palazzo (итал.), palais (франц.), возможно, русского — палата]. Римские Дворец отличались строгой симметрией основных репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращенных в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, которые создавали стройную систему соподчинённых внутренних пространств («Золотой дом» Нерона, 1 в. н.э.). Величественные руины этих Дворец поражают размахом, монументальностью, грандиозностью масштабного строя. Влияние развитых в римских Дворец архитектурных приёмов сказалось в архитектуре Дворец императоров и наместников в римских, европейских, азиатских, и африканских провинциях, а также в странах, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям [дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300), Большой дворец (4—6 вв.) и Буколеон (5—8 вв.) в Константинополе]. Мавританская архитектура 13—14 вв., отличавшаяся изощрённостью и богатством декора (Дворец в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др.), оказала частичное влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании). С развитием средневековых городов-республик в Европе появились Дворец органов муниципального самоуправления и должностных лиц (например, в Италии: Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310, Дворец дожей в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Весккьо, во Флоренции, 13—15 вв.). Наряду со светской знатью Дворец строили также представители духовенства (папские Дворец в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие и архиерейские палаты на Руси). Монументальные Дворец 15—16 вв. с просторными внутренними дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи, уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города, оказали (в эпоху абсолютных монархий) значительное влияние на формирование нового типа Дворец — королевского, императорского, царского, в котором парадная репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида, 16 в.; Лувр в Париже, 16—18 вв.). Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в ходе которого перед ним раскрывались всё новые архитектурно-пространственные эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, которые как бы связывали здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на главной планировочной оси площади, парка, сада, здания, Дворец доминируют над окружающим пространством (Версаль ; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705—24; Шёнбрунн в Вене, 1695—1749; Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя, с 1752). Тот же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре Востока (Императорский дворец в Пекине — огромный комплекс жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции). В русских дворцовых комплексах 12—17 вв. ярко выражена такая национальная черта архитектуры, как живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функцией, назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Дворец в Боголюбове, 12 в.; Теремной Дворец Московского Кремля, 17 в.; деревянный Дворец в Коломенском, 17 в.). Дворец Цворец дожей в Венеции. Зал Большого Совета. 18 — начало 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время чёткостью объёмно-пространственной структуры близки зап.-европейским, но отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские Дворец и Дворец в дворянских усадьбах). С середины 19 в. Дворец — крупные, часто роскошно отделанные общественные здания различного назначения («Хрустальный дворец» на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Дворец спорта в Риме, 1960; и др.). Термин «Дворец» не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные Дворец спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В советской архитектуре появились новые типы ДворецДворец съездов в Московском Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Дворец искусств (в Ташкенте, 1968), Дворец бракосочетаний (в Тбилиси, 1964). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному помещению: во Дворец пионеров это Ленинский зал, во Дворец искусств — выставочный зал, во Дворец бракосочетаний — зал торжественных актов.

 

  Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1—-2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Römische und romanische Paläste, W., 1924; Chierici G., Il palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3. Mil., [1952—57].

  В. Ф. Маркузон.

 

Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20—15 вв. до н. э. Разрез (по х—у) и план: а — двор; б — жилая часть; в — главная лестница; г — «восточный бастион»; д — склады керамики; е — юго-западный портик; ж — западная пристройка; з — пропилеи; и — западные склады; к — арсенал; л — театр; м — северный зал; о — «старая крепость»; п — тронный зал; р — ступенчатый портик; с — святилище.
Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20—15 вв. до н. э. Разрез (по х—у) и план: а — двор; б — жилая часть; в — главная лестница; г — «восточный бастион»; д — склады керамики; е — юго-западный портик; ж — западная пристройка; з — пропилеи; и — западные склады; к — арсенал; л — театр; м — северный зал; о — «старая крепость»; п — тронный зал; р — ступенчатый портик; с — святилище.


Палаццетто (Малый дворец спорта) в Риме. 1957. Архитекторы П. Л. Нерви, А. Вителлоцци.
Палаццетто (Малый дворец спорта) в Риме. 1957. Архитекторы П. Л. Нерви, А. Вителлоцци.


Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал.
Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал.


Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Около 300. Реконструкция.
Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Около 300. Реконструкция.


Дворец Нихо в Киото. 17 в. Главный зал.
Дворец Нихо в Киото. 17 в. Главный зал.


Вверху — Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792—96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу — дворец (1695—1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744—49, архитектор Н. Пакасси) и парк (около 1705—06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 — почётный двор; 2 — бассейны; 3 — проходной зал; 4 — цветник; 5 — павильон «Глориетта»; 6 — оранжерея; 7 — «Тирольский сад»; 8 — «Грот Нептуна»; 9 — сад; 10 — театр; 11 — ботанический сад; 12 — бассейн с группой наяд; 13 — «Римская руина»; 14 — зверинец.
Вверху — Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792—96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу — дворец (1695—1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744—49, архитектор Н. Пакасси) и парк (около 1705—06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 — почётный двор; 2 — бассейны; 3 — проходной зал; 4 — цветник; 5 — павильон «Глориетта»; 6 — оранжерея; 7 — «Тирольский сад»; 8 — «Грот Нептуна»; 9 — сад; 10 — театр; 11 — ботанический сад; 12 — бассейн с группой наяд; 13 — «Римская руина»; 14 — зверинец.


Дворец Нихо в Киото. 17 в. Входной зал.
Дворец Нихо в Киото. 17 в. Входной зал.


Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Общий вид.
Большой дворец в г. Пушкине. 1743—48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752—57, архитектор В. В. Растрелли. Общий вид.


Дворец пионеров и школьников в Москве. 1959—62. Архитекторы В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов, художники Е. М. Аблин, А. А. Губарёв, И. И. Лаврова-Дервиз, Г. Г. Дервиз, И. В. Пчельников.
Дворец пионеров и школьников в Москве. 1959—62. Архитекторы В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов, художники Е. М. Аблин, А. А. Губарёв, И. И. Лаврова-Дервиз, Г. Г. Дервиз, И. В. Пчельников.


Дворец дождей в Венеции. Западный корпус. 1424—42. Архитекторы Дж. и Б. Бон.
Дворец дождей в Венеции. Западный корпус. 1424—42. Архитекторы Дж. и Б. Бон.


Палаццо Дукале в Урбино. Италия. Ок. 1470—1563. Начат архитектором Лучано Лаураной.
Палаццо Дукале в Урбино. Италия. Ок. 1470—1563. Начат архитектором Лучано Лаураной.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Дворец"

Буква "Д" | В начало | Буквосочетание "ДВ" |


Статья про слово "Дворец" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3939 раз


Интересное