БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Действительность

Значение слова "Действительность" в Большой Советской Энциклопедии


Действительность, объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие Действительность употребляется также
в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Действительность употреблялось уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и истинного, т. е. действительного, мира у Демокрита, чувственного мира и действительного мира - мира идеальных сущностей у Платона. Напротив, у Аристотеля синонимом Действительность выступал чувственно воспринимаемый мир, который оказывался реализацией вечных и неизменных форм (см. Возможность и действительность). Эта трактовка была воспринята средневековым католическим мыслителем Фомой Аквинским. В философии нового времени 16-18 вв. Действительность истолковывалась как наличное бытие, существующее в пространстве и времени в виде совокупности материальных тел. Действительность в трактовке философов нового времени - Т. Гоббса, Р. Декарта и др. - приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. И. Кант рассматривал проблему Действительность как теоретико-познавательную; критерием Действительность для Канта является чувственное восприятие. И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель считали Действительность, объективный мир, продуктом деятельности разума. Возражая против гегельянского идеалистического толкования Действительность как одной из ступеней самопознания абсолютного духа, Л. Фейербах отстаивал взгляд на неё как на чувственную данность в пространстве и времени, которая не только не нуждается в мышлении для своего существования, но, напротив, сама придаёт ему истинность. Современный неотомизм возрождает средневековую трактовку Действительность, связывая её с понятиями акта и потенции; Действительность есть становящееся бытие, реализующее «чистые» формы. В экзистенциалистско-персоналистском направлении философской мысли рассмотрение действительного перемещается из области разумного и всеобщего в область волевого и индивидуального; понятие Действительность употребляется в смысле непосредственной жизненной сферы - человеческих переживаний, выбора, решения и т.д.; это - подлинное бытие, но понятое не онтологически, а антропологически, в связи с самовыражением личности. Т. о., сфера социально-исторической, человеческой Действительность трактуется субъективистски.

  В марксистской философии понятие Действительность в смысле подлинной реальности совпадает с понятием материи. Социально-историческую Действительность марксизм рассматривает: как объективный мир, реализующий свои тенденции, законы, потенции, т. е. как бытие в его самоизменении и саморазвитии; как объект и результат человеческой деятельности, практики. Практика, будучи специфически человеческим отношением к бытию, является критерием различения Действительность и видимости, критерием истинности мышления: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 195).

  А. П. Огурцов.

 

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Действительность"

Буква "Д" | В начало | Буквосочетание "ДЕ" |


Статья про слово "Действительность" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1790 раз


Интересное