БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Дионисий (русский живописец)

Значение слова "Дионисий (русский живописец)" в Большой Советской Энциклопедии


Дионисий (около 1440 - после 1502, по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Большая часть работ Дионисий (русский
Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.
живописец)
, исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Дионисий (русский живописец) и его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Дионисий (русский живописец) по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисий (русский живописец), с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, - все три в Третьяковской галерее; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02 (по другим исследованиям - 1502-03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Дионисий (русский живописец) приписывают также иконы «Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др. работ. Созданные Дионисий (русский живописец) с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02, по др. исследованиям - 1502-03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Дионисий (русский живописец) способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским.

 

  Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482-531; Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175-187; Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970.

  Н. К. Голейзовский.

Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.
Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.


Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500-02 или 1502-03.
Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500-02 или 1502-03.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Дионисий (русский живописец)"

Буква "Д" | В начало | Буквосочетание "ДИ" | Дионисий (русский церк. деятель)


Статья про слово "Дионисий (русский живописец)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2880 раз


Интересное