БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Диссонанс (в музыке)

Значение слова "Диссонанс (в музыке)" в Большой Советской Энциклопедии


Диссонанс в музыке, звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, см. Какофония).
Понятие Диссонанс (в музыке) противостоит понятию консонанса. К Диссонанс (в музыке) относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов; условно к Диссонанс (в музыке) относят и кварту по отношению к басу. С математико-акустической точки зрения Диссонанс (в музыке) представляет более сложное отношение чисел колебаний (длин струн); различие между консонансом и Диссонанс (в музыке) оказывается только количественным, а граница между ними - условной. С точки зрения музыкальной психологии Диссонанс (в музыке) сравнительно с консонансом является созвучием более напряжённым, неустойчивым; в системе мажора и минора качественное различие консонанса и Диссонанс (в музыке) достигает степени противоположности, контраста и представляет большую эстетическое ценность. Учение о композиции всегда учитывало это различие в восприятии диссонирующих и консонирующих созвучий. До 17 в. условием применения Диссонанс (в музыке) было полное его подчинение консонансу - правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс; в 17-19 вв. обязательным правилом было лишь разрешение Диссонанс (в музыке); с конца 19 в. и в особенности в 20 в. диссонанс всё чаще применяется самостоятельно - без приготовления и без разрешения.

 

  Лит.: Гарбузов Н. А., О консонирующих и диссонирующих интервалах, «Музыкальное образование», 1930, № 4-5; Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, «Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова», 1941, т. 10; Тюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Stumpf С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898; Riemann Н., Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб.: Präludien und Studien, Bd 3, Lpz., 1901.

  Ю. Н. Холопов.

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Диссонанс (в музыке)"

Буква "Д" | В начало | Буквосочетание "ДИ" |


Статья про слово "Диссонанс (в музыке)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4232 раз


Интересное