Дневник

Определение "Дневник" в Большой Советской Энциклопедии


Дневник, подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Дневник — обозначение дат. Реальные Дневник (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Дневник мореплавателя Дж. Кука, лицейский Дневник декабриста В. К. Кюхельбекера, Дневник цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Дневник (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).


Дневник может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует Дневник как форму «самонаблюдения»; «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Дневник В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования «истории души человеческой» (М. Ю. Лермонтов); например, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени». При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным Дневник — «запискам» («История вчерашнего дня» Л. Н. Толстого), «письмам» («Бедные люди» Ф. М. Достоевского), «исповеди» (тетрадь Ипполита в романе Достоевского «Идиот»). Образцы использования формы Дневник в советской литературе: «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнёва, «Деревенский дневник» Е. Дороша.



Среднее место между Дневник как документом и Дневник как литературным жанром занимают писательские Дневник, заранее предназначенные для опубликования («Дневник» Ж. Ренара, «Опавшие листья» В. В. Розанова, «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. «Дневник писателя» Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращённый к современному читателю, — образец использования формы Дневник в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают Дневник «частных лиц», благодаря искренности и правдивости («Дневник Анны Франк», «Дневник Нины Костериной»).
  И. Б. Воскресенская.




"БСЭ" >> "Д" >> "ДН"

Статья про "Дневник" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 470 раз
Коптим скумбрию в коробке
Каракатица на гриле

TOP 20