БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Абстрактное искусство

Значение слова "Абстрактное искусство" в Большой Советской Энциклопедии


Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся
А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж.
от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа Абстрактное искусство полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства». Практика же Абстрактное искусство сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «Абстрактное искусство» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям Абстрактное искусство чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.

  Абстрактное искусство возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские «орфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К. С. Малевич, «лучисты» М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны Абстрактное искусство питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль ">Cтuль в Нидерландах, Баухауз в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ Абстрактное искусство целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. Абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. Абстрактное искусство эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций оп-арт»), как течение Абстрактное искусство теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.

 

  Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.

  А. М. Комаров.

А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж.
А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж.


П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон.
П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон.


В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам.
В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам.


П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам.
П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Абстрактное искусство"

Буква "А" | В начало | Буквосочетание "АБ" | Алюминия нитрат


Статья про слово "Абстрактное искусство" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 6971 раз


Интересное