БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Дружба (отношение)

Значение слова "Дружба (отношение)" в Большой Советской Энциклопедии


Дружба, отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. Дружба (отношение) присущи: личностный характер (в противоположность,
например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства); устойчивость.

  Необходимо различать Дружба (отношение) как: 1) социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект), 2) моральное чувство (психологический аспект) и 3) специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект). Реальное содержание Дружба (отношение) менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Дружба (отношение) называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символическим породнением (кровная Дружба (отношение), побратимство и т.п.); способы её заключения, права и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактического родства (воинская Дружба (отношение), например Ахилла и Патрокла у Гомера). По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политических приверженцев. Такая Дружба (отношение)-товарищество, основанная на общности интересов, была лишена личной эмоциональной привязанности, которая развивается со становлением личности. Интеллектуальные и иные привязанности ещё не отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной Дружба (отношение)-любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым. Лишь Аристотель снимает это противопоставление Дружба (отношение)-товарищества и Дружба (отношение)-любви, понимая Дружба (отношение) как высокоиндивидуализированное и в то же время свободное от эротического компонента отношение.

  В истории философии Дружба (отношение) рассматривалась преимущественно в этическом плане, при этом одни подчёркивали эмоциональный аспект Дружба (отношение) (например, М. Монтень), другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (например, К. Гельвеций). Немецкие романтики, создавшие настоящий культ Дружба (отношение), видели в ней убежище от эгоизма буржуазного мира; социалисты-утописты проповедовали установление Дружба (отношение) всех людей и т.д. В конце 19 в. начались первые эмпирические исследования Дружба (отношение) психологами и социологами.

  Хотя Дружба (отношение) — интимное личное отношение, формирование и развитие её зависят от ряда объективных условий: пространственной близости, частоты контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности, общности целей и интересов. В старом (начиная с Аристотеля) споре: основывается ли Дружба (отношение) на сходстве или взаимодополнительности друзей — гипотеза сходства имеет большее подтверждение (доказано преобладание однородности социального положения, пола, возраста, образования, основных ценностных ориентаций и некоторых личных особенностей друзей); однако интерпретация этих данных неоднозначна, и современная психология предпочитает ставить эту проблему в более строгих аналитических терминах, поскольку структура дружеских отношений (симметрия ролей, равенство и т.п.) зависит от психологических функций Дружба (отношение)

  Содержание и функции Дружба (отношение) существенно изменяются с возрастом. Детская Дружба (отношение) представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Дружба (отношение) повышается с возрастом ребёнка, подлинная потребность в «другом я» (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Отсюда — напряжённые поиски и частая идеализация Дружба (отношение), «исповедный» характер юношеской Дружба (отношение) и её необычайная эмоциональность. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т.д.).

  Коммунистическая мораль считает Дружба (отношение) одним из важнейших моральных чувств и отношений личности. Классово-антагонистическое общество, разобщая интересы людей и заменяя их свободные ассоциации «суррогатами коллективности» (К. Маркс), ставит их во враждебные отношения друг к другу. В условиях социализма личные дружеские привязанности, как правило, не противостоят системе общественных связей, а конкретизируют и дополняют их, основываясь на общности взглядов и идеалов. Нравственная оценка Дружба (отношение) определяется её общественной направленностью, теми ценностями, которые она утверждает. Классические примеры верной и высокоидейной Дружба (отношение) (К. Маркса и Ф. Энгельса, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва) служат и сегодня нравственными образцами. См. также Дружба народов.

  И. С. Кон.

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Дружба (отношение)"

Буква "Д" | В начало | Буквосочетание "ДР" |


Статья про слово "Дружба (отношение)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5445 раз


Интересное