БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ДухОпределение "Дух" в Большой Советской ЭнциклопедииДух, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Дух и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Дух, является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Дух является идеализмом, спиритуализмом. Идея Дух, играющая центральную роль в идеалистических учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персоналистические концепции). В рационалистических философских системах Дух по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Дух, рассматриваются его немыслительные аспекты - воля, чувство, воображение, интуиция и т.д.
Первоначально в Древней Греции понятие Дух (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так, пневма означает «ветер» (у Фалеса, Эмпедокла), «воздух» (у Анаксимена и др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием - он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие Дух получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Дух в античности, библейско-христианская традиция представляет Дух как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание Дух как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.). Интеллектуалистическую сторону Дух особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного Дух; Г. Гегель построил философию мирового Дух, выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Дух как целостности (романтизм) и иррационалистических трактовок Дух (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Дух противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Дух - это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Дух как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.
Статья про "Дух" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 588 раз |
TOP 20
|
|||||||