Естественное право

Определение "Естественное право" в Большой Советской Энциклопедии


Естественное право, одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Естественное право выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй и действую щее право объявлялись соответствующими Естественное право и естественной справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Естественное право и справедливости. За многовековое существование Естественное право его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей. Ф. Энгельс отмечал, что Естественное право и естественная справедливость представляют собой «... идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 273).


Идея Естественное право развивалась уже в древности, особенно в античном мире; она использовалась греческими софистами, Аристотелем и особенно активно стоиками. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий Естественное право, не может рассматриваться как закон.


В средние века Естественное право носило по преимуществу геологическую форму, являясь составной частью религиозных учений (например, в учении Фомы Аквинского Естественное право - конкретизация божественного разума, управляющего миром, основа права, создаваемого государством). И в современный период идея Естественное право остаётся составной частью официальной теологической и политической доктрины католической церкви (см. Неотомизм).



Своё наивысшее социальное звучание идея Естественное право получила в 17-18 вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. Идеологи Просвещения - Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Н. Радищев и др. широко использовали идею Естественное право для критики феодальных порядков, как противоречащих естественной справедливости. В этих концепциях Естественное право выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, которые должны быть выражены в действующих законах, что повлечёт замену правления людей (т. е. абсолютизма) правлением законов. Идеи Естественное право нашли отражение во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), американской Декларации независимости (1776) и др. актах. В тот же период (17-18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи Естественное право феодально-абсолютистских режимов (например, С. Пуффендорф в Германии).


С упрочением капиталистического строя буржуазные идеологи 19 в. отказались от Естественное право, объявив буржуазный строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях. Особенно решительно против идеи Естественное право выступает позитивизм.


В 20 в. происходит процесс т. н. возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма в монополистическую, а затем и государственно-монополистическую стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в том числе и при помощи Естественное право, а рост сознательности трудящихся заставил буржуазных идеологов искать популярные лозунги, которые можно было бы обратить против социалистических идей. Теория Естественное право оказалась удобной для этих целей (например, отрицание частной собственности объявляется нарушением основных принципов Естественное право). После 2-й мировой войны 1939-45 в Западной Германии, Италии и некоторых др. странах Естественное право использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фашистской идеологии, а с другой стороны - для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социально-политическим реформам. «Возрожденное Естественное право» испытывает сильное влияние клерикализма, а также придаёт понятию Естественное право прагматистский характер (например, Естественное право «с меняющимся содержанием» или «Естественное право конкретной ситуации»).


Марксистский материалистический подход к праву как отражению экономического строя и политической структуры классового общества делает излишним понятие Естественное право в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей правотворческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не «природой человека», а социально-экономическим строем и способом производства. Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием Естественное право Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.
Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 213-215, 236-249, 269-327.
  В. А. Туманов.




"БСЭ" >> "Е" >> "ЕС"

Статья про "Естественное право" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 908 раз
Коптим скумбрию в коробке
Стейк на сливочном масле

TOP 20