Звериный стиль

Определение "Звериный стиль" в Большой Советской Энциклопедии


Звериный стиль. Бляха в виде оленя
Звериный стиль, условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке. Происхождение Звериный стиль связано с почитанием священного зверя (см. Тотемизм), изображение которого постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы Звериный стиль известны в Египте и Месопотамии в 3-м тыс. до. н. э., в Передней Азии, Индии и Китае — во 2-м тыс. до н. э. На территории СССР древнейшие образцы Звериный стиль известны в Закавказье и на Северном Кавказе и относятся к 3-му тыс. до н. э. Во 2-м тыс. до н. э. Звериный стиль появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде Звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племён Южной Сибири 1-го тыс. до н. э. и первых веков н. э. Скифский Звериный стиль сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (грифонов). Приёмы изображений различны: гравировка по металлу и литьё, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в Звериный стиль Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения др. животных. В сарматском Звериный стиль схематизация и условные черты заметно усилились, изображения часто покрывались многочисленными цветными вставками. В 1-м тыс. н. э. Звериный стиль постепенно утратил своё значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на З. и мусульманского на В. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов (в частности, Западной и Восточной Европы). Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин и др.).



Звериный стиль. Бляха в виде пантеры
Лит.: Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, [2 изд.], М., 1951; Руденко С. И., Культура населения Горного Алтая в скифское время, М. — Л., 1953; Артамонов М. И., К вопросу о происхождении скифского искусства, в кн.: Сообщения Государственного Эрмитажа, Л., 1962, в. 22; Rostovtzeff М., The animal style in South Russia and China, Princeton, 1929.


Звериный стиль. Седельная покрышка
Звериный стиль. Уздечное украшение

"БСЭ" >> "З" >> "ЗВ" >> "ЗВЕ"

Статья про "Звериный стиль" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 88 раз
Коптим скумбрию в коробке
Кишки на гриле

TOP 20