БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ЗвукозаписьОпределение "Звукозапись" в Большой Советской Энциклопедии
При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отдельные участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой, через обмотку которой проходят усиленные электрические токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрические сигналы. Первый аппарат для магнитной Звукозапись на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 датским инженером В. Паульсеном. С 40-50-х гг. 20 в. получила распространение магнитная Звукозапись на магнитную ленту посредством магнитофонов, которые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства Звукозапись в домашних условиях.
Звукозапись развивается по пути совершенствования трёх названных систем Звукозапись и постепенного перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении которой слушатель получает информацию о пространственном расположении отдельных источников звука: звук как бы приобретает «объёмность», и восприятие его во многих отношениях становится более естественным. Звукозапись в радиовещании. В 20-30-е гг. применение Звукозапись в программах радиовещания носило эпизодический характер, сам процесс Звукозапись не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с начала 40-х гг. магнитной Звукозапись в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир Звукозапись событий общественной жизни. Звукозапись способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, музыкального вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального искусства, исполнительского мастерства, народного творчества. В зависимости от содержания различают Звукозапись: документальные - записи событий, выступлений, интервью и др.; документально-художественные - обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные - записи произведений художественной литературы, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (например, радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, который помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия). Принято также различать Звукозапись и по др. признакам, например по способу-месту записи - студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании - фондовые, в том числе уникальные, и разовые; по целевому назначению - учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др. Фондовые Звукозапись предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это Звукозапись исторических событий, выступлений государственных и общественных деятелей, Звукозапись выдающихся произведений литературы, музыки, театра в исполнении известных мастеров искусств, фольклорные записи и др. Фондовые Звукозапись отличаются высоким уровнем технического исполнения, производятся по возможности в специальных студиях, причём делается несколько вариантов, из которых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофоническом совместимом варианте, пригодном и для монофонического воспроизведения. Разовые Звукозапись производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования Звукозапись без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая Звукозапись обычно размагничивается. Около 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)
Звукозапись в обучении. В учебных целях Звукозапись (грамзапись) впервые стала использоваться в начале 20 в. в США, ряде стран Европы, в том числе и в России. Первые учебные Звукозапись специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностранных языков). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной школы и др. типов учебных заведений. Основные типы учебных Звукозапись- пособий: звуковые приложения к учебникам иностранных языков для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностранный язык самостоятельно; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; озвученные диафильмы по языку и литературе; записи уроков известных музыкальных педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на музыкальных инструментах, музыкальные диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, Звукозапись-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, средних специальных учебных заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. Магнитная запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительского мастерства (в музыкальных и театральных учебных заведениях). В этом отношении магнитная запись является уникальным средством самоконтроля, т.к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.
Статья про "Звукозапись" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 742 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||