БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Ампир

Значение слова "Ампир" в Большой Советской Энциклопедии


Ампир (от франц. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма.
П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград.
Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, Ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.). Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития Ампир, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский Ампир дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806—23, архитектор Ампир Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор Ампир Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804—18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 1809—18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле Ампир, построенным архитектором Ампир Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей Ампир С. Пушкина, и Станицкой, 1817—22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами.

  Ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

 

  Лит.: Некрасов Ампир И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractères, P.,1930.

  И.М.Глозман.

П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград.
П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград.


Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена.
Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена.


К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29.
К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29.


Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло.
Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло.


Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37.
Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37.


Ампир Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806.
Ампир Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806.


Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 — 18. Императорский фарфоровый завод.
Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 — 18. Императорский фарфоровый завод.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Ампир"

Буква "А" | В начало | Буквосочетание "АМ" | Зигиншор


Статья про слово "Ампир" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5184 раз


Интересное