Зороастризм

Определение "Зороастризм" в Большой Советской Энциклопедии


Зороастризм, религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра, до середины 6 в. до н. э.). Священный канон Зороастризм - «Авеста». Для Зороастризм характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда, по имени которого Зороастризм называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в Зороастризм принадлежат дайвы (позже дэвы - «демоны») - натуралистические боги индоиранской религии (остались богами в Индии и у части Иранских племён), отличные от асур («владыка», Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка. Главную роль в ритуале Зороастризм играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты. Во главе сил добра в Зороастризм стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнъю (Святой дух), во главе сил зла - враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнью (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог прямой соперник Ахурамазды. Маздеизм развивался в эпоху возникновения государственных образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно Зороастризм, цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведёт к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный Зороастризм; основные орудия в борьбе со злом - «добрая мысль», «доброе слово», «доброе дело». Особое значение придаётся умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. Зороастризм всегда был чужд аскетизм.



Зороастризм окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах. После арабских завоевания Зороастризм ещё 3-4 века играл значительную роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения литературы Зороастризм на среднеперсидском языке, в том числе обширная энциклопедия Зороастризм - Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи Зороастризм эмигрировали в Индию, их потомки - парсы. В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в Зороастризм отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.


Источн.: Kent R. G., Old Persian, 2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. W. West., v. 1-5, L., 1890-97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).


Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, «Советское востоковедение», 1948, т. 5, с. 5-34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, «Archiv orientáini», 1956, v. 24, № 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de I"Iran ancien, P., 1962. См. также лит. при ст. «Авеста», Заратуштра.
  Э. А. Грантовский.




"БСЭ" >> "З" >> "ЗО" >> "ЗОР"

Статья про "Зороастризм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 680 раз
Коптим скумбрию в коробке
Гороховое пюре

TOP 20