БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Идеал (филос.)

Значение слова "Идеал (филос.)" в Большой Советской Энциклопедии


Идеал (франц. idéal, от греч. idéa — идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно
Идеал (филос.) представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления.

  Проблема Идеал (филос.) была обстоятельно разработана в немецкой классической философии. Наиболее остро она была поставлена Идеал (филос.) Кантом в связи с проблемой «внутренней цели». Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единственным существом, действующим по «внутренней цели», является человек как представитель рода. В животном внутренняя целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает форму Идеал (филос.), особого образа цели. Согласно Канту, Идеал (филос.) как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, то есть между индивидами, составляющими «род». Таким образом, осуществление Идеал (филос.) совпадало бы с концом истории. В силу этого Идеал (филос.), по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только «идею» регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем задаёт образ самой цели, и потому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве Идеал (филос.) может и должен быть представлен в виде образа — в форме прекрасного. Идеал (филос.) науки («чистого разума») задаётся в виде принципа «запрета противоречия», моральный Идеал (филос.) («практического разума») — в форме категорического императива. Ни там, ни здесь наглядно представить себе состояние, соответствующее Идеал (филос.), нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому Идеал (филос.) и «прекрасное» становятся синонимами, и жизнь Идеал (филос.) допускается только в искусстве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Ф. Шиллера, Идеал (филос.) Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и немецких романтиков.

  Г. Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об Идеал (филос.), развенчал его как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности «духа» (то есть истории духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции — «эмпирической действительности», якобы принципиально враждебной Идеал (филос.) и несовместимой с ним. Идеал (филос.) становится у Гегеля моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собственные порождения, свои «отчуждённые» состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему «эмпирическую действительность». Идеал (филос.) науки (научного мышления) поэтому может и должен быть задан в виде системы логики, а Идеал (филос.) практического разума — в виде образа разумно устроенного государства, а не в виде формальных и принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращенных к индивиду. Идеал (филос.) как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстаёт с этой точки зрения как частично реализованный Идеал (филос.), как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия, — то есть коллективного разума объединённых вокруг идей людей. В виде Идеал (филос.) всегда оформляется образ конкретной цели деятельности «рода», то есть человечества на данной ступени его интеллектуального и нравственного развития. В составе Идеал (филос.) действительно представляются разрешенными главные, наиболее острые и окончательно назревшие всеобщие противоречия. «Дух» всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную цель «абсолютного совершенства», представляемого как неподвижное и лишённое жизни (стало быть и противоречий) состояние.

  Поскольку Идеал (филос.) определяется Гегелем в духе традиций немецкой классической философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы Идеал (филос.) переходит у него в эстетику, в систему определений «прекрасного». Осуществление Идеал (филос.) как «прекрасного» относится Гегелем, однако, к прошлому — к эпохе античного «царства прекрасной индивидуальности». Это связано с тем, что Гегель считает буржуазное (идеализированное им) развитие культуры завершением социальной истории людей. Теоретически увековечивая капиталистическое разделение труда, Гегель считает романтической мечтой, то есть реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного развития индивида. Но без этого идея «прекрасной индивидуальности» становится немыслимой даже чисто теоретически. Поэтому «прекрасное» (а тем самым и Идеал (филос.) как таковой) оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры, нежели образом её будущего.

  Подвергнув критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически переработал диалектические идеи Гегеля относительно Идеал (филос.), его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под Идеал (филос.) образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и Ф. Энгельс главное внимание обратили на исследование реальных условий жизни основных классов современного им (буржуазного) общества, на анализ тех реальных всеобщих потребностей, которые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме Идеал (филос.) Идеал был впервые понят с точки зрения отражения противоречий развивающейся социальной действительности в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде Идеал (филос.) в сознании всегда своеобразно отражается противоречивая социально-историческая ситуация, чреватая назревшими, но не удовлетворяемыми потребностями более или менее широких масс людей, общественных классов, групп. В виде Идеал (филос.) эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках которого наличные, гнетущие их противоречия представляются преодоленными, «снятыми», и действительность изображена «очищенной» от этих противоречий, свободной от них. Это не значит, что в виде Идеал (филос.) следует представлять себе грядущее состояние лишённым каких бы то ни было противоречий развития. В Идеал (филос.) идеально разрешаются наличные, конкретно-исторические по существу и по происхождению, противоречия и поэтому Идеал (филос.) выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определённых, конкретных, исторически назревших задач.

  Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно прогрессивные Идеал (филос.), собирающие под свои знамена всех активных людей, ищущих выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, например, Идеал (филос.) Великой французской революции. Таковыми являются в современную эпоху Идеал (филос.) Великой Октябрьской социалистической революции. В наши дни единственной системой идей, представляющей прогрессивный Идеал (филос.), является коммунистическое мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях которого осуществляется свободное и всестороннее развитие личности.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Кант Идеал (филос.), Критика эстетической способности суждения, Соч., т. 5, М., 1965; Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании. Собр. соч., т. 6, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1—2, Собр. соч., т. 5—6, М., 1937—39; его же, Эстетика, т. 1—3, М., 1968—72; Дебольский Н. Г., Об эстетическом идеале, «Вопросы философии и психологии», 1900, кн. 55, с. 759—816; Лифшиц М. А., Идеал (филос.) Идеал (филос.) Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в сборнике: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Муриан В. М., Эстетический идеал, М., 1966; Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968; Schliesinger A., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908: Tsanoff R. A., Moral ideals of our civilization, N. Y., 1942; Bertin G. M., L’ideale estetico, Varese-Mil., 1949.

  Э. В. Ильенков.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Идеал (филос.)"

Буква "И" | В начало | Буквосочетание "ИД" |


Статья про слово "Идеал (филос.)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5389 раз


Интересное