БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Иконография

Значение слова "Иконография" в Большой Советской Энциклопедии


Иконография (от греч. eikón — изображение, образ и ...графия) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо
персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил Иконография устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (Иконография богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

  В искусствознании Иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод Иконография сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В конце 19 — начале 20 вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод Иконография для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул Иконография как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к Иконография не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.

  В исторической науке Иконография — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы исторической Иконография распространяются на фото- и кинодокументы.

  Под Иконография понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. д., например В. Иконография Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). Иконография называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.

 

  Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky Е., Studies in iconology, N. Y., 1939; Réau L., Iconographie de l’art chrétien, v. 1—3, P., 1955—59; Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959—67; Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 —; Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968.

  К. Г. Богемская.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Иконография"

Буква "И" | В начало | Буквосочетание "ИК" |


Статья про слово "Иконография" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2234 раз


Интересное