БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ИмажинизмОпределение "Имажинизм" в Большой Советской ЭнциклопедииИмажинизм (от имажизм), литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. Первая декларация имажинистов (журн. «Сирена», Воронеж, 1919, № 4-5; газ. «Советская страна», М., 1919, № 3, 10 февр.) подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и художниками Б. Эрдманом, Г. Якуловым; позже присоединились поэты А. Кусиков, Имажинизм Грузинов и др. В издательстве «Имажинисты» вышло более 20 книжек участников группы; они же выпускали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-24; вышло 4 номера). В программных установках имажинистов общим было: критика послеоктябрьского футуризма (его социально-газетной тематики и абстракции лозунгового слова) и утверждение непременной образности поэтической речи. Однако на практике и в трактовке природы образности Имажинизм весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой «Ключи Марии», 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность («органическую фигуральность») русского языка, национальную стихию и народное творчество. Главные же ревнители Имажинизм - Шершеневич и Мариенгоф, - напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя её живой реальности; не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе Имажинизм основным достоинством поэтического искусства утверждались «образ как таковой» и «ритмика образов». Образ же сводился преимущественно к «образности» отдельного слова (подчас в противовес его «понятийности»), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду. Самоцельность «малых образов», щеголянье тропом, поэтической ассоциацией и монтажом сопровождались в поэзии (и теории) Имажинизм резкостью образных переходов и главное - каталогизацией образов, не сводимых к единому настроению или целостной идее. Программа Имажинизм устремлена к формотворчеству и «искусству для искусства». Декларативным заявлениям «лидеров» Имажинизм свойственна проповедь антагонизма искусства и государства. Лозунги имажинистов и их публичные выступления отличались умышленной дерзостью и крикливостью, что вызвало резкую критику А. В. Луначарского. В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью - упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности, восприятие революции как кровавой анархии (у Мариенгофа). Уже в 1921 Есенин писал: «У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова... Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния» («Быт и искусство», 1921, см. Собр. соч., т. 5, 1962,с. 61). В 1924 Есенин, с которым и была связана известность Имажинизм, заявил (письмом в газете «Правда» от 31 августа) о своём выходе из группы, что привело к ее фактическому распаду (формально существовала до 1927). Наиболее показательные образцы имажинистской критики: «2 ´ 2 = 5» Шершеневича, «Буян-Остров. Имажинизм» Мариенгофа, «Имажинизма основное» Грузинова; поэзии - «Явь» и «Слепые ноги» Мариенгофа, «Лошадь как лошадь» Шершеневича. Поэтика Имажинизм своеобразно запечатлена в поэме «Кобыльи корабли» С. Есенина.
Лит.: Ермилова Е. В., Лирическое «я» в поэзии реализма и модернизма. Есенин и имажинисты, в сборнике: Критический реализм 20 в. и модернизм, М., 1967; Советское литературоведение и критика. Библиографич. Указатель, М., 1966 с 222-223
Статья про "Имажинизм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 579 раз |
TOP 20
|
|||||||