БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Интонация (в музыке)

Значение слова "Интонация (в музыке)" в Большой Советской Энциклопедии


Интонация в музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. Интонация (в музыке) в самом широком смысле — это высотная
организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с временной организацией — ритмом). Музыкальная Интонация (в музыке) отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под Интонация (в музыке) понимают также манеру («склад», «строй») музыкального высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т. п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое (Интонация (в музыке) песенная, ариозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность музыкальной Интонация (в музыке) опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо-физиологические предпосылки. Интонация (в музыке) в узком смысле — это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная Интонация (в музыке) состоит из 2—3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда Интонация (в музыке) метафорически называют музыкальным словом. Однако в отличие от слова музыкальная Интонация (в музыке) не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно говорить и об «интонациональном словаре» как совокупности интонаций, применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период («интонациональный словарь эпохи»).

  Разработка учения о музыкальной Интонация (в музыке) началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее — передовые русские композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии, «интонациональную теорию» музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой продолжается в СССР и др. социалистических странах.

  2) Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. Интонация (в музыке) воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, — так называемой зоны.

  3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) — ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.

 

  Лит.: Асафьев Б. В. (Интонация (в музыке) Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966; Jiránek J., Asafje vova teorie intonace, jejígeneze a vyznam, Praha, 1967.

  А. Н. Сохор.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Интонация (в музыке)"

Буква "И" | В начало | Буквосочетание "ИН" |


Статья про слово "Интонация (в музыке)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11573 раз


Интересное