Исторический жанр

Определение "Исторический жанр" в Большой Советской Энциклопедии


Брюллов К. П. «Последний день Помпеи»
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, Исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений Исторический жанр — исторические картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, станковая графика. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами — бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»); особенно тесно с Исторический жанр смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Эволюция Исторический жанр во многом обусловлена развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных конфликтов в досоциалистических обществах, с ростом классового и национального самосознания, со стремлением воплотить в искусстве передовые общественные идеалы. В Исторический жанр часто находили художественное выражение драматические столкновения исторических сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.


Давид Ж. Л. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»
Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных воззрений на историю (полностью лишь в 18—19 вв.), но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки Исторический жанр известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события воплощались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. д.), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих главным образом о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). В Древней Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологические образы, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев — образцов гражданской доблести (группа «Тираноубийцы» работы Крития и Несиота, 477 до н. э., рельефы фриза храма Нике Аптерос в Афинах с изображением битвы греков с врагами, около 420 до н. э.). С распадом мифологических устоев мировоззрения стало возможным и драматическое изображение недавнего события с реальными героями (сцена битвы Александра Македонского с Дарием, 4—3 вв. до н. э., известна по римской копии). Связь древнеримских исторических рельефов с идеями могущества государства проявилась в композициях, прославляющих военных триумфаторов, и в документальных повествовательных фризах (колонна Траяна в Риме, 111—114), где роль символических и мифологических фигур незначительна.


Делакруа Э. «Свобода, ведущая народ»
В средневековой Европе, где господствовал теологический взгляд на историю, религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (так называемый ковёр из Байё, около 1080; миниатюры в исторических хрониках). С ростом национального самосознания связаны исторические сюжеты в русских иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», после 1552) и миниатюрах («Кёнигсбергская летопись», конец 15 в.; «Лицевой летописный свод», 2-я половина 16 в.). Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются в искусстве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У, 147—163). Черты исторической действительности отражаются в средневековых росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи. Историко-бытовые сюжеты появились с 7 в. в китайской, с 11—12 вв. — в японской живописи, с 15—16 вв. — в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Средней Азии, Индии («Бабур-наме», конец 16 в.).


Заринь И. А. «По заданию»
Собственно Исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в 14 в. средством пропаганды общественных идей. В 15 — начале 16 вв. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло), торжественных событий современной жизни (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героическому идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению исторических событий. В 16 в. итальянские художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя исторические сюжеты в идеальном, вневременном плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматическими судьбами. Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политическими сюжетами («Казнь Савонаролы»).


Иогансон Б. В. «Допрос коммунистов»
В 17—18 вв. академизм выдвинул Исторический жанр на первый план, понимая его как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжественной по своему строю исторической картины. Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев (Ш. Лебрен во Франции); для искусства 18 в. характерны и эффектные декоративные решения исторических тем (Дж. Б. Тьеполо в Италии). Широко распространялись гравюры исторического содержания. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути Исторический жанр, связаны с творчеством крупнейших художников 17 в.: Н. Пуссен (Франция) создал полные общественно-этического пафоса образы благородных античных героев («Смерть Германика», 1626—27); Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих сил — феодальной Испании и буржуазной Голландии («Сдача Бреды», 1634); П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорических композициях (циклы «История Константина», «История Марии Медичи», около 1622—25); Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерландской революции в сцене выступления стрелков в поход (так называемый «Ночной дозор», 1642) и в легендарном драматическом эпизоде освободительной борьбы батавов («Заговор Юлия Цивилиса», 1661). В России Исторический жанр начал развиваться в 1-й половине 18 в., с появлением русского светского искусства и исторической науки; сочетанием патриотической патетики, торжественной праздничности и документальной точности отмечены гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И. Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б. К. Растрелли, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64).


Мантенья А. «Триумф Цезаря»
Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения, возрастает идеологически-воспитательное значение Исторический жанр: поступки древних или средневековых героев воспринимаются как урок общественной морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требования натуральности, точности деталей. Накануне Великой французской революции строгие, мужественные картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к борьбе («Клятва Горациев», 1784). В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные события («Клятва в зале для игры в мяч», 1791; «Смерть Марата», 1793). Дальнейший ход политической жизни Франции определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (в картинах Давида и А. Гро). Русский Исторический жанр во 2-й половине 18 в. также связан с просветительскими идеями и с классицизмом, пропагандистом которого стала Академия художеств; ведущую роль играла большая тематическая картина (А. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (М. И. Козловский), посвященные героям не только античной, но и национальной истории — древней и новой. Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам исторических деятелей и простых людей прошлого и современности (картины А. И. Иванова о древнерусских героях; в скульптуре — «Минин и Пожарский» И. П. Мартоса, 1804—18, медальоны Ф. П. Толстого, 1814—36). Война за независимость в Северной Америке 1775—83 стимулировала в искусстве США демократизацию Исторический жанр, стремление к жизненному, достоверному изображению событий (Дж. Трамбалл).


Матейко Я. «Проповедь Скарги»
Трагические аспекты истории вошли в Исторический жанр в начале 19 в., в чём отразился драматизм революционных битв и сопротивления народов наполеоновской агрессии. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», около 1814). Прогрессивные французские романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили Исторический жанр духом протеста против несправедливости и беззакония, страстным, темпераментным восприятием драматических противоречий и конфликтов как современности, так и прошлых эпох. Пафосом революционной романтики овеяны картина «Свобода, ведущая народ» Делакруа (1830), горельеф «Марсельеза» Ф. Рюда (1833—36), композиции О. Домье на темы классовых боев; ярко выразительны здесь и аллегорические фигуры, и типичные характеры участников революционных битв. Романтические веяния сказались и в русском Исторический жанр; трагические события современности, волна восстаний в Европе косвенно отразились в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1830—33), посвященной судьбе античной цивилизации, обречённости людей, противостоящих слепой разрушительной стихии. Большую роль в формировании идеалов и методов русской исторической живописи сыграл А. А. Иванов, ставивший в своих композициях на религиозные темы проблемы исторического прогресса, нравственного возрождения народа, создавший систему подготовки большой картины с помощью многочисленных эскизов и натурных этюдов. В Германии А. Ретель обращался к героике средневековья, К. Ф. Лессинг — к теме народных антифеодальных войн прошлого. С национально-освободительными движениями связано развитие романтического Исторический жанр в Бельгии (Г. Вапперс; Л. Галле), Италии (Ф. Айес), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (А. Гротгер), Румынии (К. Д. Розенталь).


Меквабишвили Ю. Н. «1921 год»
Многочисленны были и группы консервативных романтиков, искавших в средневековом прошлом свой исторический и эстетический идеал. Идеями воскрешения средневекового искусства руководствовались немецкие назарейцы и позже английские прерафаэлиты. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали немецкие художники дюссельдорфской школы. Но особенную популярность получили картины П. Делароша (Франция), с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Исторический жанр классицизма, закостеневший в отвлечённых античных сюжетах (Д. Энгр, Франция), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями, где торжествовали претенциозность и порой явная пошлость.


Менцель А. «Круглый стол Фридриха II в Сан-Суси»
В середине 19 в. бурное развитие обращенного к современности реалистического искусства изменило характер Исторический жанр, на время снизило интерес к большой исторической картине. Характерно распространение историко-бытовых картин, где воссоздавались «колорит эпохи», повседневная жизнь в точных деталях (Э. Месонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. Швинд в Австрии). Новый тип исторической картины создал А. Менцель (Германия), который как бы проникал взглядом в жизнь отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха II. Идеи национального возрождения, освободительной борьбы питали Исторический жанр Польши (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш; Я. Чермак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи), в котором романтические традиции, интерес к острым, кризисным ситуациям и к сильным, ярким характерам сочетались с реалистическим изображением конкретных условий жизни народов.


Пуссен Н. «Великодушие Сципиона»
С 1860-х гг., с ростом демократического движения и развитием исторической науки, начинается подъём русского Исторический жанр В русской исторической живописи 2-й половины 19 в. были и мелодраматические картины, вызывавшие сочувствие к жертвам насилия (К. Д. Флавицкий), и развлекательные «костюмные» изображения древнерусского быта (К. Е. Маковский), и салонно-академические античные сцены (Г. И. Семирадский). Но основной путь русского Исторический жанр связан с расцветом демократического реализма; он определялся широким интересом художников к отечественной истории, к её драматическим противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам не только крупнейших исторических деятелей, но и народных масс. Вслед за В. Г. Шварцем, впервые убедительно показавшим облик Руси 16—17 вв., живописцы-передвижники (Н. Н. Ге; Н. В. Неврев, А. Д. Кившенко) и близкий к передвижничеству скульптор М. М. Антокольский утвердили в Исторический жанр убедительность и достоверность психологических и бытовых характеристик, внимание к драматическим социальным коллизиям, критичность, обличительные тенденции. Особой эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола («Иван Грозный и сын его Иван», 1885) и могучего вольнолюбия народа («Запорожцы», 1878—91). История народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895); показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта. Эпический, былинный дух русской древней истории воскрешал В. М. Васнецов («Богатыри», 1881—98), облик московской старины разных эпох — А. М. Васнецов. К истории войн, к судьбе их рядовых участников обратился В. В. Верещагин.


Репин И. Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
К концу 19 в. в Исторический жанр стал обозначаться поворот к символически-обобщённым, приподнятым над бытовой конкретностью образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1884—86). Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пювиса де Шаванна (Франция), Ф. Ходлера (Швейцария). В русском Исторический жанр усиливаются лирическое переживание прошлого, интерес к историческому колориту, духовной атмосфере эпохи (М. В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рёрих); в картинах А. П. Рябушкина, С. В. Иванова, В. А. Серова русский старинный быт изображен с глубоким лиризмом и с заострённой характерностью, подчас с чертами сатирического гротеска. Графики «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины, в которой видели источник красоты и поэзии.


Ривера Д. «Доиспанская Мексика»
К конце 19 — начале 20 вв. в Исторический жанр входит тема революционной борьбы, движений пролетариата и крестьянства (графические циклы немецкой художницы К. Кольвиц «Восстание ткачей», 1897—98, и «Крестьянская война», 1903—08; картины С. В. Иванова, И. И. Бродского, В. Е. Маковского, А. В. Моравова, посвящены событиям Революции 1905—07 или революционерам прошлого). Отказываясь от спокойной обстоятельности повествования, многие художники 20 в., борющиеся за гуманистические идеалы, придают своим историческим произведениям прямое политическое современное звучание, обращаются к показу резко обнажённых классовых противоречий, прибегают к гротеску, к социальной сатире, к острой трагической экспрессии (антифашистские произведения немецких художников О. Дикса, Ж. Гроса, Х. Грундига; фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско); наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) определяется тяготение к отчётливости политических идей, свойственной плакату (картины Р. Гуттузо, А. Фужерона).


Роден О. «Граждане Кале»
Советскому Исторический жанр присущи объективность и историческая конкретность изображения событий, взгляд на них с позиций партийности, марксистско-ленинского понимания ведущих закономерностей истории в её революционном развитии, раскрытие роли народа как творца истории. В советском искусстве сложилась и заняла почётное место историко-революционная тематика. В первые годы Советской власти революционные события находили часто символико-аллегорические воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Рост политического сознания художников, успехи революционного преобразования страны, путь искусства к социалистическому реализму определили появление этапных произведений советского Исторический жанр: в живописи — «Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки (1928), «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, И. Э. Грабаря, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе; в скульптуре — обобщённые исторические образы «Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра (1927), «Октябрь» А. Т. Матвеева (1927).


Рябушкин А. П. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате»
Великая Отечественная война 1941—45 побудила художников обратиться к событиям мужественной борьбы советского народа против фашизма и к героическому прошлому народов СССР (картины П. Д. Корина, Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова). В послевоенные годы художники посвящают свои произведения В. И. Ленину и революционной истории страны, подвигам советских людей в борьбе за победу социализма, выдающимся деятелям и безымянным героям истории («Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» Б. В. Иогансона и др., 1950; картины Вл. А. Серова, Г. М. Коржева, Ю. Н. Тулина, И. А. Зариня, Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого, Г. С. Мосина, М. Ш. Брусиловского; скульптура Н. В. Томского, Е. В. Вучетича, Ю. Й. Микенаса, Э. Д. Амашукели, Л. В. Буковского; графика В. А. Фаворского, Е. А. Кибрика, В. И. Касияна). Исторический жанр в искусстве других социалистических стран посвящен эпизодам национальной истории, борьбе с фашизмом, победе социалистических общественных отношений: картины И. Петрова (Болгария), М. Лингнера (ГДР), А. Чукуренку (Румыния), Ф. Коварского (Польша); скульптура К. Дуниковского (Польша), Ф. Кремера (ГДР). Велико значение Исторический жанр в воспитании патриотизма и пролетарского интернационализма, в раскрытии классовых противоречий в истории общества, в утверждении исторического оптимизма и веры в торжество коммунистических идеалов.


Фаворский В. А. «Кутузов»
Лит.: Русская историческая живопись, Выставка 1939 г. [Каталог], М., 1939; Русская историческая живопись до октября 1917 года. [Альбом], М., 1962; Черейская М. Г., Советская историческая живопись, М., 1969; Зименко В., Советская историческая живопись, М., 1970; Locquin J., La peinture ďhistoire en France de 1747 á 1785 P. 1912; Brieger L., Die deutsche Geschichtsmalerei des 19. Jahrhunderts, В., 1930; Colin P., La peinture européenne au XIX siécle. Le romantisme, P. — Brux., 1935.
  К. Г. Богемская.


Ж. Л. Давид. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». 1789. Лувр. Париж.
Ж. Л. Давид. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». 1789. Лувр. Париж.

О. Роден. «Граждане Кале». Гипс. 1884—88. Музей Родена. Париж.
О. Роден. «Граждане Кале». Гипс. 1884—88. Музей Родена. Париж.

Н. Пуссен. «Великодушие Сципиона». 1643. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Н. Пуссен. «Великодушие Сципиона». 1643. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

I». Темпера. 1907. Третьяковская галерея, Москва." href="/a_pictures/03/00/219235613.jpg">В. А. Серов. «Пётр <a href=I». Темпера. 1907. Третьяковская галерея, Москва."http://iodine.atomistry.com/">I». Темпера. 1907. Третьяковская галерея, Москва." src="a_pictures/03/00/th_219235613.jpg">
В. А. Серов. «Пётр I». Темпера. 1907. Третьяковская галерея, Москва.

А. Мантенья. «Триумф Цезаря». Картон. 1485 — 88. Хэмптон-корт. Лондон.
А. Мантенья. «Триумф Цезаря». Картон. 1485 — 88. Хэмптон-корт. Лондон.

Рембрант. «Заговор Юлия Цивилиса». 1661. Национальный музей. Стокгольм.
Рембрант. «Заговор Юлия Цивилиса». 1661. Национальный музей. Стокгольм.

II в Сан-Суси». 1850. Картина не сохранилась." href="/a_pictures/01/00/221127078.jpg">А. Менцель. «Круглый стол Фридриха II в Сан-Суси». 1850. Картина не сохранилась.II в Сан-Суси». 1850. Картина не сохранилась." src="a_pictures/01/00/th_221127078.jpg">
А. Менцель. «Круглый стол Фридриха II в Сан-Суси». 1850. Картина не сохранилась.



"БСЭ" >> "И" >> "ИС" >> "ИСТ"

Статья про "Исторический жанр" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 10 раз
Коптим скумбрию в коробке
Креветки с газировкой

TOP 20