БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая РеспубликаОпределение "Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии
Недра содержат залежи нефти, а также горючего газа, самосадочной соли и разнообразных строительных материалов.
В. Г. Крючков.
Б. С. Санджиев. Народное хозяйство. Главную роль в экономике играют сельское хозяйство и отрасли промышленности по переработке продукции животноводства, рыболовства.
Поголовье скота по всем категориям хозяйств, тыс., на начало года<
Производство мяса (в убойном весе) выросло с 14,3 тыс. т в 1940 до 39,4 тыс. т в 1971, шерсти соответственно с 3,7 тыс. т до 13,6 тыс. т. Государственные закупки скота и птицы (в весе живого скота) в 1971 составили 53,1 тыс. т (24,9 тыс. т в 1960). Промышленность. В 1971 продукция всей промышленности выросла по сравнению с 1940 в 6,8 раза. Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, производство стройматериалов, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая. Машиностроение представлено Каспийским машиностроительным заводом. На долю отраслей, перерабатывающих с.-х. сырьё, приходится около 1/5 промышленно-производственного персонала. В пищевой промышленности (35 % всего промышленного производства) выделяются мясная, молочная, консервная, рыбная, хлебопекарная отрасли. Наиболее крупные предприятия: Каспийский мясоконсервный комбинат, Аршанский мясокомбинат, Каспийский рыбный завод, Городовиковский пищекомбинат, Элистинский молочный завод, Городовиковский и Яшалтинский маслозаводы. В 1971 произведено: мяса 8,8 тыс. т, масла животного 624 т, масла растительного 59 т, консервов 8,9 млн. условных банок. Выловлено 2,6 тыс. т рыбы. промышленность стройматериалов (около 10 % всего промышленно-производственного персонала) производит кирпич (Элистинский комбинат стройматериалов, Каспийский, Городовиковский, Сарпинский и др. заводы); кроме того, работают завод железобетонных изделий, домостроительный комбинат, карьеры по добыче бутового камня. Товары широкого потребления выпускают Элистинское швейное объединение (с 1963), Элистинские трикотажная и мебельная фабрики и предприятия местной промышленности. Энергосистема К. (получает электроэнергию от Цимлянской ГЭС) входит в ЕЭС Европейской части СССР. Большие перспективы имеет нефтяная и газовая промышленность. В 1971 добыто 352 тыс. т нефти и 549 млн. м3 газа.
Транспорт. Территорию К. в юго-восточной части пересекает ж.-д. линия Астрахань - Кизляр. Ж.-д. ветка Дивное - Элиста в 1969 соединила столицу К. с центральной частью Предкавказья. Во внутренних перевозках главную роль играет автотранспорт. Построена автодорога Элиста - Дивное (протяжённостью около 100 км); строятся автодороги Элиста - Волгоград (264 км) и Элиста - Астрахань (305 км). Расширяются экономические связи К. с др. республиками СССР. Во многие районы страны К. поставляет мясо, шерсть, масло, кожу, консервы. В свою очередь она получает металл, машины, оборудование, стройматериалы и др. продукцию.
Внутренние различия. Ергени - район животноводства и зернового хозяйства. На участках орошаемых земель - сады, посевы картофеля, овощных, кормовых и зерновых культур. промышленность пищевая, стройматериалов, лёгкая, металлообработка. Центр - Элиста. Приморская полоса (придельтовые ильмени) - рыболовство на Каспии. Пищевая промышленность (переработка рыбы и мяса), машиностроение. Центр - Каспийский. Приманычье - возделывание зерновых и масличных культур, плодоводство и виноградарство, мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. На базе с.-х. сырья - пищевая промышленность (маслоделие, виноделие и др.). Центр - Городовиковск. Центральная и южная часть - район сезонных (преимущественно зимних) пастбищ общесоюзного значения, куда на зиму пригоняют тонкорунных овец из Нижнего Поволжья, с Северного Кавказа и отчасти Закавказья. Благосостояние народа неуклонно повышается. Объём розничного товарооборота в 1971 по сравнению с 1940 (в сопоставимых ценах) увеличился в 10,8 раза. За 1966-71 построены и введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 747 тыс. м2, в том числе за счёт средств государственных и кооперативных организаций и жилищно-строительных коопераций 577 тыс. м2. Возрастают фонды социального страхования и пенсионного обеспечения населения.
Здравоохранение. На территории современной К. до Великой Октябрьской социалистической революции служба здравоохранения практически отсутствовала. Были распространены инфекционные болезни. Смертность населения, особенно детская, была чрезвычайно высока. В 1913 имелось всего 53 больничные койки, работали 5 врачей. К 1 января 1972 функционировало 86 больниц на 3,4 тыс. коек (12,7 койки на 1000 жителей), 101 поликлиника и амбулатория, 28 женских консультаций, 47 детских яслей на 1,7 тыс. мест. В К. 600 врачей (1 врач на 451 жителей) и свыше 2 тыс. лиц среднего медицинского персонала, который готовит медицинское училище (г. Элиста). В 35 км от Элисты, в пос. Лола, находится климато-кумысолечебная местность, где расположен санаторий (функционирует с апреля по декабрь) для больных туберкулёзом. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. В 1914/1915 учебном году на территории, занимаемой ныне К., имелось 78 общеобразовательных школ (около 4 тыс. учащихся), средних специальных и высших учебных заведений не было. В 1971/72 учебном году в 279 общеобразовательных школах всех видов обучалось 69 тыс. учащихся, в 5 средних специальных учебных заведениях - 5,7 тыс. учащихся, в Калмыцком университете (в Элисте) - 3,2 тыс. студентов. В 1971 в 113 дошкольных учреждениях воспитывалось свыше 8,5 тыс. детей. На 1 января 1972 работали 154 массовые библиотеки (1359 тыс. экз. книг и журналов), Калмыцкий республиканский краеведческий музей в Элисте, 194 клубных учреждения, 336 стационарных киноустановок, 12 домов пионеров, станция юннатов, 9 детских спортшкол. См. также разделы Музыка и Драматический театр.
Научные учреждения. Все научные учреждения К. созданы за годы Советской власти. Имеются (1972) научно-исследовательский институт языка, литературы и истории при Совете Министров республики (основан 1941) Калмыцкий научно-исследовательский институт мясного скотоводства министерства сельского хозяйства РСФСР (основан 1967), Калмыцкая лесная опытная станция Всесоюзного научно-исследовательского института агролесомелиорации (основан 1950), Калмыцкая опытно-мелиоративная станция (основана 1963).
Печать, радиовещание, телевидение. В 1971 издано 87 книг и брошюр тиражом 431 тыс. экз.; выходило 9 журнальных изданий годовым тиражом 23 тыс. экз., 15 изданий газет годовым тиражом 71791 тыс. экз. Республиканские газеты: на калмыцком языке «Хальмг унн» («Калмыцкая правда», с 1920), на русском языке «Советская Калмыкия» (с 1920), «Комсомолец Калмыкии» (с 1929); выходит литературно-художественный альманах на калмыцком и русском языках «Теегин герл» («Свет в степи», с 1957). Литература. Калмыцкая художественная литература возникла на базе богатого национального фольклора. Сказания и легенды, пословицы и поговорки, песни, йорэлы (благопожелания), магталы (величания), харалы (заклинания), сказки и вершина всего народного творчества - эпос «Джангар» (15 в.) - являются весомым вкладом в сокровищницу мировой культуры. До создания в 1648 Зая-Пандитом (1599-1662) калмыцкой письменности («ясное письмо») калмыки пользовались общемонгольским алфавитом, и у них с монголами была единая литература («Сокровенное сказание», 13 в.). Создание письменности благотворно сказалось на зарождении национальной литературы. Появились: «Лунный свет» (17 в.), «Сказание о дэрбэн-ойратах» (1739) Габан Шараба, «Хождение в Тибет» (1897) и др. В 19 в. широкую известность получили вольнолюбивые стихи поэта Ончхан Джиргала, направленные против иноземных захватчиков и местных угнетателей. Особо популярна была поэма Боован Бадмы (1880-1917) «Услада слуха» (1916), обличающая пороки ламаистской церкви. Великий Октябрь расковал творческие силы народа, открыл широкий простор для зарождения и становления калмыцкой советской литературы. Её зачинателями были Х. Кануков (1883-1933) и Н. Манджиев (1905-36). В середине 20-х гг. в литературу пришло много молодёжи: С. Каляев (р. 1905), А. Сусеев (р. 1905), Х. Сян-Белгин (р. 1909) и др. В это время ведущее место занимала поэзия, посвященная героике революции, гражданской войны и радости победы, первым росткам новой жизни, нерушимой дружбе братских народов.
Большие революционные изменения, ломка веками сложившегося уклада выдвигали необходимость создания художественной прозы. Первые рассказы Н. Манджиева «Маленький хозяин большого дома» (1928), «Приключения красного Манджика» (1933) и др.; роман-хроника А. Амур-Санана (1888-1939) «Мудрёшкин сын» (1925), его повести «Аранзал» (1932) и «В степи» (1935) рисуют картину великого преобразования. Конец 20-х - начало 30-х гг. в К. характеризуются дальнейшим ростом литературы. В ней появились новые имена: Б. Басангов (1911-44), Г. Даван (1913-37), Ц. Леджинов (1910-42), К. Эрендженов (Р- 1912). Поэты стремятся к реалистической передаче событий, создают первые духовно и эмоционально богатые образы современников; таковы герои поэм Каляева «Бригадир» (1934), Сян-Белгина «Борец-сирота» (1935), сборника стихов Сусеева «Стальное сердце» (1929). В осмыслении исторического прошлого народа, в изображении коллективизации успешно выступили прозаики: Манджиев «Рассказ о колхозе» (1936), Басангов «Правда минувших лет» (1930) и «Булгун» (1934), Эрендженов «Песнь чабана» (1932) и др. В 30-40-е гг. в литературу пришли писатели Л. Инджиев (р. 1913), М. Нармаев (р. 1915), Э. Кектеев (1918-65), Б. Дорджиев (1918-69), Б. Джимбинов (р. 1914), Б. Эрдниев (р. 1906), Д. Кугультинов (р. 1922), И. Мацаков (р. 1907), П. Джидлеев (1913-40), поэты-джангарчи (сказители) Б. Мукебенов (1878-1944), Д. Шавалиев (1884-1959) и др. В драматургии наиболее значительны пьесы Басангова «Страна Бумбы» (1940), «Случай, достойный удивления», «Запоздалый богач» (1941), «Гимн матери» и др. Активно работают в области драматургии А. Балакаев (р. 1928),Б. Эрдниев и др. 50-е гг. в калмыцкой литературе характеризуются повышением интереса к морально-этической проблематике, к героике труда. Ряды писателей значительно пополнились: Б. Сангаджиева (р. 1921), М. Хонинов (р.1919), А. Бадмаев (р.1924), А. Джим-биев (р. 1924), Т. Бембеев (р. 1930) и др. Тема войны продолжает привлекать внимание калмыцких писателей: стихи и поэмы Каляева, Кугультинова, Сян-Белгина, Сусеева, Хонинова, Кектеева; романы Бембеева «Лотос» (1965), Бадмаева «Там, за далью непогоды» (1964), повести Нармаева «Сталинград» (1958), Джимбиева «Когда человеку трудно» (1968), Балакаева «Зеленая любовь» (1968) и др. В 60-е гг. появилось много новых романов - свидетельство развития крупной эпической формы и зрелости калмыцкой литературы: Бадмаева «Реки начинаются с истоков»(1969), Дорджиева «Верный путь» (части 1-2, 1963-64), Инджиева «Дочь Ольды» (1963), Эренженова «Береги огонь» (книги 1-2, 1963-65), Нармаева «Маныч-река» (1963), Балакаева «3везды над Элистой» (книга 1, 1963) и др. Звания народного поэта удостоены Каляев, Сусеев, Сян-Белгин, Кугультинов. Заметных успехов достигли в К. детской литература, сатира и юмористика. Развиваются критика и литературоведение (И. Мацаков; А. Кичиков, р. 1921; М. Джимгиров, р. 1927; С. Кензеев, р. 1913; Ц. Корсункиев, р. 1919, и др.).
Союз писателей Калмыцкой АССР издаёт печатный орган - альманах «Теегин герл» (с 1957) на калмыцком и русском языках. Произведения калмыцких писателей переводятся на русский язык и языки др. народов СССР. Архитектура и изобразительное искусство. У кочевых или полукочевых скотоводов калмыков в 17-19 вв. существовало главным образом сборно-разборное жилище (гер) с решётчатым остовом, крытым войлоком. С распространением ламаизма строились монастыри-хурулы - комплексы первоначально войлочных, деревянных, а с конца 18 в. - кирпичных и каменных зданий: главного храма, молелен, келий, мастерских. Главный храм имел обычно увенчанный башней высокий центральный объём, богато украшался резьбой, росписью, бронзовой скульптурой, иконами. В советское время столица К. - Элиста, гг. Каспийский, Городовиковск, пос. Комсомольский и др. застраиваются современными благоустроенными жилыми домами, зданиями: культурно-бытового и административного назначения (Дом Советов в Элисте, 1930-е гг., архитектор И. А. Голосов). Работают архитекторы М. Б. Пюрвеев, В. М. Телегин, Н. С. Бараев и др. Народное декоративное искусство многообразно. Резьбой и росписью, создающей впечатление объёмности узора, украшали деревянные части жилища, мебель, утварь. Тиснением наносили узор (растительные мотивы, солярные знаки, мотивы рогов) на кожаные фляги («бортха»), обувь. Вышивкой и аппликацией отделывали изделия из войлока, а также парадный женский костюм и шапочки (золотые и серебряные нити в сочетании с цветной шерстью, тесьмой, иногда бисером). В вышивке преобладают растительные мотивы (стебли, листья, розетки, цветок тюльпана, ставший символом цветущей К.). Распространён также своеобразный узор - «зеег», состоящий из ряда арочек (схематически изображающих жилища-геры), обведённых разноцветными полосами, иногда с розеткой в центре. Серебряные изделия (подвески к косам, перстни, серьги, пояса и пр.) украшались чеканными, гравированными, черновыми и просечными узорами. Изобразительное искусство 18-19 вв. представлено опиравшимися на тибето-монгольские традиции иконописью и ксилографическим книго- и иконопечатанием. За пределами К. в 18-19 вв. работали график Ф. И. Калмык и живописец А. Е. Егоров. Но только в советское время стало интенсивно развиваться изобразительное искусство. В 1930-е гг. выступили живописцы И. С. Нусхаев, Л. Э. Очиров, П. И. Емчигирова, театральный художник Д. В. Сычев. В 60-е гг. выдвинулись живописцы Г. О. Рокчинский, К. М. Ольдаев, пишущие картины на исторические и бытовые темы, портреты, график Б. Ф. Данильченко, скульпторы Н. А. Санджиев, В. С. Васькин, Н. Я. Эледжиев. Музыка. Калмыцкое музыкальное искусство до Октябрьской революции существовало только в устной народной традиции. Народная песня была одноголосной и исполнялась в особой манере вокализации на гортанном звуке народными певцами - дуучи и джангарчи (исполнители эпоса). Протяжные песни - ут дун отличаются импровизационностью, их звуковой объём зачастую превышает октаву, исполнители добавляют гласные звуки и слоги, расширяя тем самым мелодическую линию. Короткие песни - ахр дун более просты, обычно куплетной формы и чёткого ритма. К ним примыкают близкие частушкам песни-шутки, песни-танцы - келдг билдж дун («пение говорком»), исполняемые под аккомпанемент домбры или саратовской гармоники. Ладовую основу калмыцких песен составляет диатоника с сохранением отдельных пентатонических оборотов. Мужским танцам свойствен моторно-оживлённый темп, женские танцы связаны с более напевными и закруглёнными мелодиями. После Октябрьской революции создаются самодеятельные хоровые и танцевальные коллективы, домбровые оркестры. Появляется хоровое 2- и 3-голосное исполнение. Этапным в развитии национального музыкально-театрального искусства стал спектакль «Улан сар» («Красный месяц», пост. 1931, Саратов), в котором участвовали хор, танцевальная группа, симфонический, духовой, домбровый и хуральный оркестры. В 1934 издан сборник народных песен, записанный М. Л. Тритузом, затем создаются обработки калмыцких народных песен (Д. С. Васильев-Буглай, З. Л. Компанеец и др.). На основе калмыцкого музыкального фольклора написали произведения композиторы В. А. Гайгерова, А. Э, Спадавеккиа, М. О. Грачев, Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев, П. Чонкушев. Среди деятелей калмыцкой музыки - заслуженная артистка РСФСР В. Гаряева, заслуженные артисты Калмыцкой АССР В. Ильцаранова, А. Мукаева, дирижёр С. Г. Дорджин, певица, заслуженная артистка Калмыцкой АССР У. Б. Лиджиева, домбристы Б. Эрдниев, Б. Очаев. Видную роль в развитии национального музыкального искусства сыграл оркестр драматического театра.
В Калмыцкой АССР работают (1972): Калмыцкий ансамбль песни и танца «Тюльпан» (1937), при ансамбле - оркестр национальных инструментов (1970), Калмыцкая филармония (1939), Республиканское отделение хорового общества (1967); музыкальное училище в Элисте (1960), 18 детских музыкальных школ, 3 детские хоровые школы. Драматический театр. До Октябрьской революции калмыки не имели театрального искусства. В 1926 в Астрахани была создана калмыцкая драматическая школа, реорганизованная в 1930 в техникум искусств с актёрским, музыкальным и хореографическим отделениями. В 1936 окончившие школу и техникум искусств вошли в состав Калмыцкого национального театра-студии. В формировании театрального искусства участвовали режиссер В. А. Гольдфельд, Л. Н. Александров и др. Среди спектаклей 30-х - начала 40-х гг.: «Борец-сирота» Х. Сян-Белгина, «Мятеж» Д. М. Фурманова (оба в 1936), «Чуче» и «Запоздалый богач» Б. Басангова (оба в 1937), «Лекарь поневоле» Мольера, «Цыгане» Пушкина (оба 1937), «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1938), «Сяхля» Б. Эрдниева (1939), «В поисках счастья» А. Сусеева (1940). В 1941 в труппу театра-студии влились выпускники калмыцкой студии ГИТИСа. В 1942 театр был закрыт и возобновил деятельность в 1958 в Элисте (работают калмыцкие и русские труппы). В 1963 ему присвоено имя писателя Б. Басангова. В числе работ театра конца 50 - начала 70-х гг.: «Песнь Софии» Р. Хубецовой и Г. Хугаева (1959), «Тайфун» Цао Юя (1960), «Обелиск» Г. Мамлина (1966), «В ночь лунного затмения» (1966), «Страна Айгуль» (1970) М. Карима, «Случай, достойный удивления» (1959), «Страна Бумбы» (1967) и «Гимн матери» (1969) Б. Басангова, «Именем революции» М. Ф. Шатрова (1968), «Метель» Б. Сангаджиевой, «Воззвание Ленина» С. Каляева (обе 1970). В 1963 в труппу театра влилась группа воспитанников калмыцкой студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В области театрального искусства работают (1972): заслуженный артист РСФСР и Калмыцкой АССР М.Ц. Эрендженов, заслуженные артисты РСФСР Б. Б. Бальбакова, Э. Г. Манджиев, заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР Л. Н. Александров, Д. В. Сычев, заслуженные артисты Калмыцкой АССР Н. П. Баденова, Ю. У. Ильянов, У. Б. Лиджиева, Б. Б. Мемеева, У. Д. Наркаева, Е. Б. Русакова, А. М. Сасыков, У. К. Сусуков, И. А. Уланов, С. Б. Яшкулов и др. Лит.: Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ, М., 1968 (серия «Советский Союз»); Иакинф (Бичурин), Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени, СПБ, 1834; Очерки истории Калмыцкой АССР, [т. 1-2], М., 1967-70; Городовиков Б. Б., Орденоносная Калмыкия, Элиста, 1970; 50 лет под знаменем Октября, Сб. ст., Элиста, 1967; Калмыцкая АССР за 50 лет Советской власти, Элиста, 1967; Козин С.А., Джангарнада, М. - Л., 1940; Калмыцкий эпос «Джангар». Сб. статей, Ростов н/Д., 1940; Джимбинов Б. О., Калмыцкая литература и фольклор, в кн.: Советская Калмыкия, М., 1960; Калмыцкая художественная литература на подъёме, Элиста, 1962; Хальмг поэзин антолог, Элст, 1962; О Джангаре. Сб. материалов, Элиста, 1963; Мацанов И. М., Калмыцкая советская художественная литература (20-30-е годы), Элиста, 1967; его же, Современная калмыцкая проза, Элиста, 1970; Поэты Калмыкии. [Предисл. Б. Джимбинова и С. Липкина], М., 1970; Пюрвеев В. Д., Калмыцкая драматургия, Элиста, 1970; Джимгиров М. Э., Писатели Советской Калмыкии, Элиста, 1966; Джангар, Калмыцкий народный эпос, Элиста, 1971; Трошин И. И., Очерки изобразительного искусства Калмыкии, Волгоград, 1970 (НИИЯ ЛИ); Ковалев И. Г., Калмыцкий народный орнамент, [Элиста, 1970]; Сычев Д. В., Калмыцкое народное искусство, [Альбом. Элиста, 1970]; Тритуз М. Л., Музыкальная культура Калмыцкой АССР, М., 1965.
Статья про "Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 639 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||