БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая РеспубликаОпределение "Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии
В недрах — месторождения поваренной и глауберовой солей, минеральных стройматериалов и др.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 за патриотизм, проявленный на фронте и в тылу, тысячи трудящихся К. награждены орденами и медалями, 14 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
С. К. Камалов. Народное хозяйство. За годы Советской власти К. превратилась в республику с развитым социалистическим хозяйством.
Табл. 1. — Производство некоторых видов промышленной продукции<
Ведущая отрасль промышленности — хлопкоочистительная (7 заводов). Непосредственно с нею связана маслобойная (3 завода), перерабатывающая хлопковые семена. Союзное значение имеет рыбная промышленность (Муйнакский рыбоконсервный комбинат). Улов рыбы в 1971 составил 7,6 тыс. т. производство стройматериалов представлено заводами: кирпичными, железобетонных конструкций, известковым и домостроительным комбинатом. Металлообрабатывающие предприятия осуществляют ремонт автомобилей, судов, с.-х., дорожной и строительной техники и др. Имеются предприятия швейной, обувной, мебельной, макаронной, мукомольной, мясо-молочной промышленности. Основная часть промышленных предприятий находится в гг. Нукус, Ходжейли, Тахиаташ, Муйнак, Чимбай. Тахиаташская ГРЭС (252 тыс. квт) обеспечивает электроэнергией К., а также Хорезмскую обл. Узбекской ССР и Ташаузскую обл. Туркменской ССР. В конце 1969 К. присоединена к Единой энергосистеме Средней Азии.
(1973) Тахиаташская и Тюямуюнская (с ГЭС) плотины, которые будут способствовать дальнейшему освоению новых земель, а также улучшат условия водозабора в ирригационные каналы низовий Амударьи. Основная с.-х. культура — хлопчатник. К. даёт 7,1% сбора хлопка-сырца в Узбекистане. Среди зерновых культур главное место занимает рис. Важное значение в полеводстве имеет люцерна, возделываемая для получения семян и как ценная кормовая культура. К. — основной в СССР район семенной люцерны. Валовой сбор в 1971 составил (тыс. т): хлопка-сырца 321, риса 67, бахчевых культур 27. К. известна знаменитыми хорезмскими дынями. Под плодово-ягодными насаждениями — 4,5 тыс. га. Животноводство базируется на обширных пустынных пастбищах и богатой тугайной растительности дельты Амударьи. Разводят овец, особенно каракульских (6% всего поголовья Узбекской ССР), крупный рогатый скот, главным образом мясного направления (см. табл. 3), лошадей, верблюдов. Шелководство (653 т коконов в 1971). Развито пушное звероводство (ондатра, норки).
Табл. 3. — Поголовье скота (тыс. голов, на начало года)
Производство животноводческой продукции в 1971 (тыс. т): мяса (в убойном весе) 13 (6,8 в 1955), молока 91,3 (37,9), шерсти 1682 т (685 т), яиц 41,8 млн. шт. (14,4 млн. шт.). Государственные закупки хлопка-сырца в 1971 составили (тыс. т) 321 (139 в 1950); зерна 57,4 (6,5), в том числе риса 56,4 (4,1); овощей 15,3 (0,3); бахчей 17,4 (0,2); скота и птицы 10,4 (3,5); молока 19,3 (5,1); яиц 13,7 млн. шт. (962 тыс. шт.); шерсти 1546 т (315 т); коконов 653 т (302 т в 1950). Транспорт. Построенная в 50-х гг. железная дорога Чарджоу — Кунград, связавшая К. с ж.-д. сетью Средней Азии, продолжена через Бейнеу до Маката и стала вторым ж.-д. выходом из Средней Азии в Европейская часть страны. Судоходство по Амударье и Аральскому морю. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием 1172 км (на 1 января 1972). Построена автодорога Бухара — Муйнак. Развит авиатранспорт. По территории К. проходят трассы газопроводов Бухара — Урал и Средняя Азия — Центр. Из К. вывозят хлопок-волокно, рис, рыбные консервы, шелковичные коконы, каракуль, шкурки ондатры, шерсть и др.; ввозят: каменный уголь, нефтепродукты, машины, лесоматериалы, минеральные удобрения и др. Внутренние различия. Южная часть — специализируется на хлопководстве, шелководстве. В Кызылкуме — каракульское овцеводство и верблюдоводство. промышленность хлопкоочистительная, маслобойная. Северная часть — быстро развиваются рисосеяние, скотоводство, хлопководство. В приморской полосе — рыбо-звероводческое хозяйство, скотоводство, табунное коневодство. Промышленность хлопкоочистительная, рыбная, маслобойная, металлообрабатывающая.
Благосостояние народа на основе роста национального дохода республики неуклонно повышается. Объём розничного товарооборота в 1971 составил 280,8 млн. руб. (122,8 млн. руб. в 1960). В 1971 введено в эксплуатацию государственными и кооперативными предприятиями и организациями и жилищно-строительных кооперацией жилых домов общей площадью 134,1 тыс. м2, колхозами, колхозниками и сельской интеллигенцией 139,3 тыс. м2, рабочими и служащими за свой счёт и с помощью государственного кредита построено 172,7 тыс. м2. Возрастают фонды социального страхования и пенсионного обеспечения населения.
Здравоохранение. В 1913 в К. были 2 больницы на 21 койку и 3 фельдшерских пункта; 3 врача и 3 фельдшера в основном обслуживали воинские части. К 1972 насчитывалось 96 больничных учреждений (7,6 тыс. коек; 10 коек на 1000 жителей), 138 амбулаторий и поликлиник, 67 женских и детских консультаций, 351 фельдшерский пункт на селе. Работали 1,2 тыс. врачей (1 врач на 607 жителей) и около 5 тыс. работников среднего медицинского персонала. В результате проведённых противомалярийных мероприятий почти полностью ликвидирована малярия. Имеются 4 санатория для больных активными формами туберкулёза лёгких. На берегу Аральского моря (г. Муйнак) дом отдыха, Народное образование и культурно-просветительные учреждения. В 1914/15 учебном году на территории К. имелось 4 общеобразовательных школы с 200 учащихся; высших и средних специальных учебных заведений до Октябрьской революции не было. В 1971/72 учебном году в 729 общеобразовательных школах всех видов обучалось свыше 200 тыс. учащихся, в 16 средних специальных учебных заведениях — около 10 тыс. учащихся, в Каракалпакском государственном педагогическом институте в Нукусе — свыше 5 тыс. студентов. В 1971 в дошкольных учреждениях воспитывалось около 15 тыс. детей. На 1 января 1972 работали 405 массовых библиотек (около 2 млн. экз. книг и журналов), 236 клубных учреждений и 279 киноустановок, 2 музея — Историко-краеведческий и Музей искусств Каракалпакской АССР в Нукусе. См. также разделы Музыка и Драматический театр. Научные учреждения. В республике имеется ряд научных учреждений, в т. ч. — Каракалпакский филиал АН Узбекской ССР (основан 1959), в составе которого функционируют институт истории, языка и литературы им. Н. Давкараева и Комплексный институт естественных наук с Ботаническим садом; Каракалпакский институт сельского хозяйства; филиалы узбекских институтов — кожно-венерологических, педагогических наук, риса, опорный пункт Узбекского научно-исследовательского института животноводства.
В научно-исследовательских учреждениях и в педагогическом институте в 1972 работало более 600 научных сотрудников, в том числе 10 докторов и свыше 230 кандидатов наук. В К. работают члены-корреспонденты АН Узбекской ССР М. К. Нурмухамедов (литература), Я. М. Досумов (история), И. Т. Сагитов (литература) и др. Печать, радиовещание, телевидение. В 1971 издано 133 книги и брошюры тиражом 925 тыс. экз.; выходило 16 изданий газет (без многотиражных) разовым тиражом 187 тыс. экз. Республиканские газеты: «Совет Каракалпакстаны» («Советская Каракалпакия», с 1924), «Жас ленинши» («Молодой ленинец», с 1931), «Жеткиншек» («Смена», с 1932) на каракалпакском языке, «Советская Каракалпакия» (с 1919) на рус. языке. Выпускалось 4 журнальных издания разовым тиражом 27 тыс. экз., в том числе литературно-художественный и общественно-политический журнал «Эмудэрья» («Амударья», с 1932), на каракалпакском языке. Республиканское радио и телевидение ведёт передачи на каракалпакском, узбекском, туркменском и русском языках по 2 радио- и телепрограммам, ретранслируются передачи из Москвы и Ташкента. Телецентр — в Нукусе. Литература. Ввиду того, что грамотность среди каракалпаков до Октябрьской революции была достоянием немногих, литературное творчество носило в основном устный характер. Фольклор четко делится по жанровому признаку на произведения лирические и эпические. К первым принадлежат весьма многочисленные виды песен — лирических и обрядово-бытовых. Древнейшими по происхождению являются песни-заговоры («бадик»). К эпическим жанрам относятся сказки, легенды, песни о богатырях и дастаны. Наиболее популярен богатырский эпос, сложившиеся варианты которого датируются примерно 16 в. Широко известен эпос «Сорок девушек», отразивший в художественном переосмыслении исторического события 17—18 вв., но вобравший в себя и архаические элементы.
Письменная дореволюционная литература каракалпаков использовала араб. алфавит. Известен поэт 18 в. Жиен Жырау, в стихах и в исторической поэме «Разорённый народ» которого изображена жизнь каракалпаков в период, когда, теснимые иноплеменными набегами, они вынуждены были переселиться на Жанадарью. Поэты Кунходжа (1799—1880), Ажинияз (1824—78), Бердах (1827—1900), Омар Отеш (1828—1902) также отображали в своих произведениях трудную жизнь каракалпаков. Они следовали в поэтике традициям фольклора и восточной классической литературы. Сюжетные основы поэм «Бозатау» Ажинияза, «Ерназар бий», «Айдос бий» Бердаха строятся на реальных исторических событиях, имевших место в 19 в. Поэма Бердаха «Царь-самодур» фабулой своей близка народной сказке, но она злободневно социальна, адресована современности. Демократическую позицию занимали и поэты, жившие позднее: Омар (1879—1922), Кулмурат (1838—1927), Сыдык Шаир (1857—1917) и др. В конце 20-х гг. возникли драматургия и художественная проза. Писатели отражали характерные черты современности, искали пути слияния народной поэзии с опытом каракалпакской и многонациональной советской поэзии. Появились первые прозаические и драматургические произведения Мажитова, пьесы А. Утепова (1904—34), рассказы и пьесы Н. Давкараева (1905—53), А. Бегимова (1907—58), повести М. Дарибаева (1909—42), А. Шамуратова (1912—53), Дж. Аймурзаева (р. 1910). В 50-е гг. написаны романы А. Бегимова «Дочь рыбака» (1958), Дж. Аймурзаева «На берегах Амударьи» (1958), У. Айжанова (1919—60) «В объятиях Арала» (1958).
В 60-е гг. проза пополнилась произведениями К. Султанова (р. 1924), Х. Сеитова (р. 1917), У. Ходжаниязова (р. 1926), Т. Каипбергенова (р. 1929). В трилогии Каипбергенова «Дочь каракалпака» (книги 1—2, 1963—65) дана история жизни каракалпакские женщины на фоне исторических событий 1-й половины 20 в. Обездоленная девочка проходит тяжкую жизненную стезю и только в сов. время находит своё счастье, своё место в новом обществе как полноправный его гражданин. Автор органически связал судьбу героини с судьбой народа.
Литературоведение в К. возникло в сов. время; первыми в этой области были Н. Давкараев, К. Аимбетов (р. 1908), И. Сагитов (р. 1908). Активно работают также М. Нурмухамедов (р. 1928), С. Ахметов (р. 1929), Г. Есемуратов (р. 1930) и др. Организационно-творческую работу среди писателей К. осуществляет отделение СП Узбекской ССР в Нукусе. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие памятники искусства восходят к 4 в. до н. э. (мелкая пластика и керамика из раскопок в Кават-Кала). От периода поселения каракалпаков в бассейне р. Жанадарьи (2-я половина 18 в.) сохранились остатки многочисленных ирригационных сооружений [больших плотин, водохранилищ, хаузов (прудов)], развалины домов и усадеб (например, усадьба Орунбай-Кала). Народное жилище каракалпаков — юрта (кочевое) и глинобитный дом или камышовая мазанка (в сев. районах) с юртой при них (оседлое). На территории К. находятся памятники эллинистического Хорезма. Топрак-Кала, Гяур-Кала и др. В сов. время выросли города (Нукус, Бируни и др.) и ряд посёлков городского типа. Хутора сменяются сельскими поселениями и городами с регулярной планировкой, организованным центром и типовой застройкой. Сохраняются и традиционные типы жилищ. Большое место в городской и сельской застройке занимают сады и парки. С древних времён у народов К. развиты резьба по дереву (двери юрты) с инкрустацией сукном и слоновой костью, тиснение по коже, ковроделие, ткачество, вышивка. В утеплении и декоративной отделке юрты большое место занимают ковры, кошмы, ковровые тесьмы («ак-кур»), широкие полосы с бахромой («жан-бау»), на белом фоне которых располагаются узоры, выполненные в мягких коричневых, розовых, нежно-зелёных и жёлтых тонах. Для изделий 20 в. характерно сочетание красного и жёлтого с коричневым, зелёным и синим. Каракалпакские ювелиры в изготовлении украшений для женской одежды, мужских поясов, конской сбруи сочетают серебро, иногда позолоченное, с сердоликами, кораллами и бирюзой. Для искусства К. типичен строгий геометрический и растительный орнамент, основной мотив которого — «муйиз» (бараньи рога).
С 1930-х гг. развивается станковое изобразительное искусство. Работают скульпторы Дж. Куттымуратов, Д. Турениязов. живописцы Ж. Беканов, Б. Серсксев, Ф. Ю. Мадгазин, И. В. Савицкий, А. Курбанбаев, графики К. Бердимуратов, К. Нажимов, театральные художники Б. Д. Каменев, К. Саипов и др. Музыка. Каракалпакская музыкальная культура имеет древнюю историю. До Октябрьской революции она была представлена устным народным творчеством. Носителями и хранителями музыкальной культуры были народные певцы — бахсы, исполнявшие лирические песни и эпос в сопровождении дутара, сказители — жырау, исполнявшие героический эпос в сопровождении кобуза, инструменталисты — сазенде, киссаханы, которые являлись создателями песен и инструментальных пьес. Среди них: Гарипнияз, Ещбай, Акымбет, Муса, Суйсу, Шерназар, Арзы, Жуман, Ещан, Орынбай. Песни каракалпаков разнообразны по жанрам и тематике. Народные песни в основном диатоничны, в мелодии широко применяются глиссандо, форшлаги и др. украшения. Из музыкальных инструментов наиболее популярны двухструнный щипковый инструмент — дутар и смычковые — кобуз, гыржак, духовые (деревянные) — баламан (типа свирели), най и сурнай (род флейты), а также ударный — дэп (бубен). У женщин — шынкобуз, изготовленный из маленького кусочка железа. После Октябрьской революции в К. развивается профессиональная музыкальная культура. Начиная с конца 1940-х гг. появляются сочинения для симфонического оркестра (симфонические поэмы «Каракалпакстан», «Кырк кыз» А. Халимова, симфоническая поэма «Бузатау», симфоническая сюита «Юность» А. Султанова, «Каракалпакская рапсодия» Ф. Назарова, сюита на каракалпакские темы «Нигарим», «Теке Налыш», «Адыннан» А. Ф. Козловского), хоры («Каракалпакстан» Ж. Шамуратова и М. Насимова, «Моя родина» А. Султанова, «Мир» А. Халимова), музыка к спектаклям. В области песни работают Ж. Шамуратов, А. Султанов, К. Турдыкулов, Н. Махаматдинов, К. Абдуллаев, М. Жиемуратов и др. Опубликованы записи каракалпакских народных песен А. Халимова (1959) и В. Шафранникова (1959). Большой вклад в развитие национальной музыкальной культуры внесли народная артистка СССР А. Шамуратова, народный артист Узбекской ССР Г. Ширазиева, Р. Сеитов, С. Мамбетова, А. Атамуратова, заслуженная артистка Каракалпакской АССР И. Рафикова, Г. Тлеумуратов и др. В республике работают: Каракалпакский музыкально-драматический театр им. К. С. Станиславского (1930), Филармония им. Бердаха (1946), оркестр народных инструментов (1968), Каракалпакское отделение Союза композиторов Узбекской ССР (1967), музыкально-хореографическое училище в Нукусе (основано 1960), 6 музыкальных школ. Музыкальный отдел сектора искусствознания Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР (1959) ведёт работу по собиранию и изучению каракалпакской народной музыки.
Драматический театр. Элементы драмы и театра содержались в обрядах и играх каракалп. народа, в народном эпосе, в исполнительском творчестве народных мастеров (бахсы и жырау), в искусстве профессоров острословов (наиболее известны во 2-й половине 19 — начале 20 вв. — Омирбек-лаккы, Кампакал-кемпир, Даулет-лаккы, Тыным-кыз). Со 2-й половины 19 в. распространилось искусство маскарапазов, заимствованное у хорезмских узбеков. Формирование профессионального каракалпакского театра началось после Октябрьской революции и протекало в тесной взаимосвязи с культурами др. народов СССР, особенно с узбекской и русской. С конца 1917 организовывались многочисленные самодеятельные кружки в Петроалександровске, Кунграде, Ходжейли, Чимбае, Шурахане и др. В 1925 по инициативе педагога З. Ф. Касымова при Турткульском педагогическом техникуме была создана первая каракалп. труппа «Танг нуры» («Утренняя заря»). В 20-е гг. появились произведения национальной драматургии — «Девушка, нашедшая себе равного» А. Утепова, «Сайеке батыр» К. Авезова, «Ерназар — Верблюжий глаз» С. Мажитова и др. В 1928 на основе труппы, руководимой З. Ф. Касымовым, возник новый театральный коллектив также под названием «Танг нуры», организованный драматургом А. Утеповым, одним из основоположников каракалпакского театра и драматургии, автором многих пьес (был также актёром, режиссёром, руководил театральными труппами в разных районах К.). На базе этого коллектива в 1930 в Турткуле (в 1942 переведён в Нукус) создан Каракалпакский музыкально-драматический театр, которому присвоено (в 1939) имя К. С. Станиславского. В 1939 состав театра укрепился выпускниками каракалпакская студии ГИТИСа, воспитанниками О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова. В репертуар вошли студийные спектакли, в том числе «Бедность не порок» А. Н. Островского, «Проделки Скапена» Мольера, «Первая конная» В. В. Вишневского. Среди спектаклей 40—50-х гг.: «Алпамыс» Н. Давкараева, «Проделки Майсары» Х. Хамзы, «Насильно мил не будешь» С. Ходжаниязова, «Гариб-Ашик» А. Бегимова и Т. Алланазарова, «Айгуль и Абат», «Лейтенант Елмуратов», «Раушан» Дж. Аймурзаева, «Русские люди» К. М. Симонова, «Украденное счастье» И. Я. Франке, «Тартюф» Мольера. В 1967 впервые на сцене каракалпакского театра создан образ В. И. Ленина в спектакле «Семья» И. Ф. Попова. В числе др. постановок 60 — начала 70-х гг.: «Источник жизни» Дж. Аймурзаева, «Дочь Каракалпакии» Г. Абдулова и Т. Баяндиева. «Талуас» С. Ходжаниязова, «Путеводная звезда» К. Яшена, «Отелло» У. Шекспира. В республике работают (1972): народная артистка СССР А. Шамуратова, народный артист Узбекской ССР и Каракалпакской АССР Ю. Мамутов, С. Авезова, О. Давлетова, З. Зарипов, Р. Сеитов, Г. Шеразиева, народные артисты Каракалпакской АССР Р. Адикова, С. Алламуратова, Т. Ахметова, Х. Сапаров, О. Умиткулов, С. Утепбергенов, Ш. Утемуратов, заслуженный деятель искусств Каракалпакской АССР К. Саипов, заслуженные артисты Каракалпакской АССР Н. Ансатбаева, Д. Ранов, С. Палуанов. Лит.: Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1—2, Таш., 1964; Народы Средней Азиии Казахстана, т, 1, М., 1962; Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Камалов С. К., Каракалпаки в XVIII—XIX вв. (К истории взаимоотношений с Россией и среднеазиатскими ханствами), Таш., 1968; Борьба трудящихся Каракалпакии против социального и колониального гнета (1873 — февр. 1917), Таш., 1971; Каракалпакия в период победы социализма и коммунистического строительства, Таш., 1969; Цапенко Н., Та джимов Т., Каракалпакская АССР (Краткий справочник), Таш., 1960; Узбекистан, М., 1967 (серия «Советский Союз»); Народное хозяйство Каракалпакской АССР. Статистический сб., Нукус, 1967; Экономическое преобразование Каракалпакии за годы Советской власти, Нукус, 1969; Зарипов Х., Медетуллаев Ж., Устиоттиц Yэзирги жагдаты хэм келешеги, Некие, 1969; Рзаев К. Р., Медетуллаев Ж. М., Ресурсы сельского хозяйства Каракалпакии, Нукус, 1972; Давкараев Н., Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литературы, Таш., 1959; Нурмухамедов М., Краткий очерк истории каракалпакской советской литературы, Таш., 1959; его же, Каракалпакская советская проза, Таш., 1968; Антология каракалпакской поэзии, Таш., 1968; Каракалпак совет эдебияты тарий-хыныц очерклери, Ташкент — Самарканд, 1968; Ж данко Т. А., Народное орнаментальное искусство каракалпаков, в кн.: Труды хорезмской экспедиции, т. 3, М., 1958; Савицкий И. В., Резьба по дереву каракалпаков, Таш., 1965; Алламуратов А., Каракалпакстан искусствосынын тарийхынан, Некие, 1968; Алланазаров Т., Каракалпакский советский театр, Таш., 1966; Баяндиев Т., Каракалпакский театр им. К. С. Станиславского, Таш., 1970.
Статья про "Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 830 раз |
TOP 20
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||