Категории

Определение "Категории" в Большой Советской Энциклопедии

Категории (от греч. kategoría — высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.



В ранних формах философских мышления Категории выступали в виде исходных принципов, «первоначал» мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, Категории приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором Категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалектической взаимосвязи Категории Система Категории, созданная Аристотелем, была господствующей в течение нескольких веков.


В новое время мыслители выдвигали различные системы Категории, трактуя их или материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал Категории как априорные формы рассудка. Они — только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, Категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные Категории человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени.



Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у которого философия есть не что иное, как диалектическая система Категории — в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логические Категории таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику Категории, их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа.


Некоторые современные буржуазные философы рассматривают Категории как особый, автономный мир идей, оторванный и от материального, объективного мира, и от субъективного мира человека. Субъективные идеалисты утверждают, что Категории не имеют объективного содержания. Так, например, представители экзистенциализма исходят из того, что любая категория, которой пользуется человек в своём мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для экзистенциализма крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы её выражения в понятиях, символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося «очеловечить» понятия Категории, лишить их объективного содержания, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести Категории философии к терминам формальной логики и понятиям специальных областей научного знания. Представители неотомизма вкладывают религиозный смысл в Категории, утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств и отношений.


Используя достижения мировой философской мысли, марксизм разработал Категории на диалектико-материалистической основе. Категории материалистической диалектики являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание, сущность, явление, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность, качество, количество, меру и др. Категории, отражают весь мир (в той мере, в какой он познан), но не всё в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих свойств, отношений и закономерностей развития. Категории являются основным интеллектуальным средством философского познания как бытия, так и результатов конкретно-научного и художественного его отражения. Понятия специальных областей знания вырастают на почве исследования, обобщения какой-то отдельной сферы бытия. Однако никакая система аналитических понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального опыта человечества, воплощённого в глобальных философских Категории
Категории являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей.


Характеризуя познавательное значение Категории, В. И. Ленин писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 85). Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления сравнительно устойчива. Вместе с тем она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание Категории В ходе истории изменялись роль и место отдельных Категории Материалистическая диалектика обогащается новыми Категории (например, структура, система и др.). Вместе с тем происходит углубление и обогащение уже имеющихся Категории


Категории являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. Категории диалектики, в отличие от общих понятий конкретных областей знания, которые играют методологическую роль лишь в определенной сфере мышления, пронизывают собой всю ткань научного мышления. Отражая действительность, Категории являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Теоретическое воспроизведение действительности и ее мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий. Категории выступают в роли «мерки» умопостигаемого объекта, логического средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны, с помощью которых осмысливается все богатство чувственной непосредственности.


Категории философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных специальных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли. Именно Категории человеческого мышления — показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историческую эпоху. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря Категории единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение Категории в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.


Категории материалистической диалектики находятся в определенной связи между собой и представляют систему. О составе Категории этой системы и их иерархии ведутся дискуссии. Общепризнаны некоторые исходные принципы ее построения. Они заключаются в следующем. В объективной действительности все взаимосвязано и находится во всеобщем взаимодействии. Поэтому и отражающие мир Категории находятся в определенной взаимосвязи. Каждая из Категории отражает какую-либо сторону объективного мира, а все вместе они «... охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно двужущейся и развивающейся природы» (там же, с. 164). Каждая из Категории, отражая универсальную связь вещей, выражает тем самым нечто абсолютное. Поэтому ни одна из Категории не может ни заменять, ни «снять», ни перейти в другую. Система Категории строится на основе единства логического и исторического. Последовательное развертывание Категории в система марксистской философии должно в сокращенном виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры человеческого мышления, идущего от простого к сложному. Категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы Категории Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой же последовательности совершается и познание.
Лит.: Категории материалистической диалектики, М., 1956; Георгиев Ф. И., Категории материалистической диалектики, М., 1960; Шептулин А. П., Система категорий диалектики, М., 1967.
  А. Г. Спиркин.




"БСЭ" >> "К" >> "КА" >> "КАТ" >> "КАТЕ"

Статья про "Категории" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 767 раз
Пицца в сковороде
Жаренный морской черенок

TOP 20