Квиетизм

Определение "Квиетизм" в Большой Советской Энциклопедии


Квиетизм (франц. quiétisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой), религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, Квиетизм выражал рост оппозиционных настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи Квиетизм были развиты испанским священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель». Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божественную любовь.


Католическая церковь и особенно иезуиты резко выступили против Квиетизм В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений Квиетизм были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церковная  комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила Квиетизм как безнравственное еретическое учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы Квиетизм обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в.


Термин «Квиетизм» приобрел и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от какой-либо деятельности. В этом смысле в Квиетизм часто видят характерную особенность многих восточных религий. В. И. Ленин, находя элементы Квиетизм в толстовстве подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 20, с. 104).
Б. Я. Рамм.


Лит.: Scharling С. Е., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.




"БСЭ" >> "К" >> "КВ" >> "КВИ"

Статья про "Квиетизм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 607 раз
Пицца в сковороде
Кукурузный крем суп со скатом

TOP 20