БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Кольвиц Кете

Значение слова "Кольвиц Кете" в Большой Советской Энциклопедии


Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград, СССР, — 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла
Плакат «Для Большого Берлина». Литография. 1912.
в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885—1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888—1889). В 1919—33 профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. В 1927 посетила СССР. Творчество К., посвященное немецкому пролетариату и его освободительной борьбе, — одна из вершин европейского революционного реалистического искусства. Уже в ранних офортах и литографиях, созданных под влиянием графики М. Клингера, обнаруживаются характерные для К. драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты. Серии «Восстание ткачей» (1897—98) и «Крестьянская война» (1903—08) представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно во втором, более обобщённом и экспрессивном цикле, К. поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. Первая мировая война 1914— 1918 была воспринята К., потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве «Война», 1922—23; «Родители» — памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924—32). В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий «Голод», 1924; цикл гравюр на дереве «Пролетариат», 1925) К. в некоторой мере сближается с экспрессионизмом; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению трудящихся («Памяти К. Либкнехта», гравюра на дереве, 1919—20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии Германии; литографии «Демонстрация», 1931, «Мы защищаем Советский Союз», 1931—32). Последние годы жизни К. работала как скульптор, в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны.

 

  Лит.: Раздольская В., Колльвиц, М., 1960; Нагель О., Кэте Кольвиц, пер. с нем., М., [1971]; Strauss G., Käthe Kollwitz, Dresden, 1950.

  Б. А. Зернов.

Плакат «Для Большого Берлина». Литография. 1912.
Плакат «Для Большого Берлина». Литография. 1912.


Автопортрет. Литография. 1924.
Автопортрет. Литография. 1924.


К. Кольвиц. «Автопортрет с рукой у лба». Мягкий лак, сухая игла. 1910.
К. Кольвиц. «Автопортрет с рукой у лба». Мягкий лак, сухая игла. 1910.


«Родители». Литография. 1919.
«Родители». Литография. 1919.


«Памяти Карла Либкнехта». Гравюра на дереве. 1919—20.
«Памяти Карла Либкнехта». Гравюра на дереве. 1919—20.


«Штурм». Офорт из цикла «Восстание ткачей». 1897.
«Штурм». Офорт из цикла «Восстание ткачей». 1897.


«Слушающие». Литография. 1928.
«Слушающие». Литография. 1928.


«За точкой косы». Офорт из цикла «Крестьянская война». 1905.
«За точкой косы». Офорт из цикла «Крестьянская война». 1905.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Кольвиц Кете"

Кольбран Изабелла Анджела | Буква "К" | В начало | Буквосочетание "КО" | Кольдевей Роберт


Статья про слово "Кольвиц Кете" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3174 раз


Интересное