БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Кондорсе Мари Жан Антуан НиколаОпределение "Кондорсе Мари Жан Антуан Никола" в Большой Советской Энциклопедии
К. — сторонник деизма и сенсуализма. В его литературном наследии особое место занимает «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794, русское переиздание 1936), в котором К. делает попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. Находясь под влиянием философских взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго, Г. Рейналя, К. не сводил исторический процесс к деяниям королей, законодателей, выдающихся личностей, уделял большое внимание культуре и нравам народа. К. — один из основоположников идеи исторического прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистических позиций. Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Исторические эпохи он обусловливал этапами развития человеческого разума, указывая при этом также и на значение хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. В экономических вопросах разделял взгляды физиократов. К. — сторонник теории естественного права. Использовал эту теорию для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась К. как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, К. мыслил этот прогресс лишь в границах буржуазного правопорядка. Как идеолог восходящего общественного класса, К. отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права для получения образования и т. п. К. гневно осуждал колониальный разбой, «... который развращает и опустошает Африку...» («Эскиз...», М., 1936, с. 224), рассматривал войну «... как величайшее преступление» (см. там же, с. 248).
Идеи К. сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530—31; Cahen L., Condorcet et la Révolution française, P., 1904; Cento A., Condorcet е l"idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962].
Статья про "Кондорсе Мари Жан Антуан Никола" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 612 раз |
TOP 20
|
|||||||||