БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
АпокрифыОпределение "Апокрифы" в Большой Советской ЭнциклопедииАпокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются Апокрифы христианской церковью; более того, существует различие между отдельными христианскими церквами в отнесении того или иного сочинения к числу Апокрифы Термин «Апокрифы» впервые был употреблен в одном из папских декретов конца 4 в., тогда же и был составлен христианской церковью первый список апокрифических сочинений. Апокрифы делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные Апокрифы — памятники иудейской литературы преимущественно 2—1 вв. до н. э. К ним относятся 1—3-я книги Маккавеев, Послание Иеремии, Мудрость Соломона, Юдифь, Мудрость Иисуса сына Сирахова, 3-я книга Ездры, Товит и ряд др. Христианская церковь (исключая лютеранскую) внесла часть ветхозаветных Апокрифы в свой канон, поэтому некоторые из них, будучи утерянными в еврейском оригинале, сохранились в греческом переводе. Некоторые ветхозаветные Апокрифы написаны, очевидно, на греческом языке (3-я книга Маккавеев, Моление Манассии и др.), а также на арамейском языке (Товит). Фрагменты из ветхозаветных Апокрифы найдены среди кумранских рукописей, обнаруженных в 1947—65 в пещерах на побережье Мёртвого моря. Новозаветные Апокрифы включают многочисленные евангелия (Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова и др.), послания (Климента, Поликарпа, Варнавы и др.). Ряд новозаветных Апокрифы (евангелие Фомы, Истины и др.) в коптском переводе был найден в 1946 при раскопках в Хенобоскионе (Египет). На грани между новозаветными и житийными Л. — апокрифические деяния апостолов (Павла, Андрея и др.), повествующие о распространении христианства и о страданиях первых его проповедников. В средние века распространение и создание Апокрифы чаще всего были связаны с народными антифеодальными движениями, ересями. Так, в Болгарии движение богомилов вызвало расцвет апокрифической литературы. Христианская церковь в борьбе с ересями осуждала большую часть Апокрифы как еретические, в то время как некоторые Апокрифы (не противоречащие канону) церковью не только не осуждались, но рекомендовались для чтения верующим. В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и Апокрифы, так называемые отречённые книги; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греческих Апокрифы («Хождение богородицы по мукам», Апокрифы о Соломоне и Китоврасе и др.). Русские тексты Апокрифы дошли до нас в списках (самые ранние относятся к 11 в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги «сокровенные», т. е. апокрифические. Однако некоторые Апокрифы вошли в 16 в. в такое церковно-официальное собрание, как «Великие Четьи Минеи». Многие Апокрифы сохранились в списках в монастырских библиотеках (например, в Соловецком монастыре). Апокрифы нашли отражение в живописи (иконы «Сошествие в ад» и др.), в фольклоре (духовные стихи, заговоры, гадания), в музыке (опера Апокрифы Серова «Юдифь» и др.).
Лит.: Яцимирский Апокрифы И., Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности, П., 1921; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, М., 1966, с. 28—35; Eissfeld О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl, Тübingen, 1964.
Статья про "Апокрифы" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 665 раз |
TOP 20
|
|||||||